источник
Когда вам не нравится ваше состояние, позвольте себе чувствовать себя некомфортно, и тогда вам станет комфортно.
Экхарт Толле
Вредные привычки, зависимости, хронические болезни появляются, когда:
1. Человек не видит, не осознает своих актуальных, неудовлетворенных потребностей;
2. Видит, но считает их малозначимыми;
3. Видит и не знает, как их удовлетворить, потому что:
3.1. Не знает или не применяет права, которые есть у каждого человека (см. Права и обязанности счастливого человека);
3.2. Преувеличивает свои обязанности перед другими, ориентируется на общественное мнение, стереотипное поведение.
Таким образом, вредные привычки и зависимости возникают тогда, когда есть подходящий фундамент (насущные, неудовлетворенные потребности) и нет лучших вариантов для их удовлетворения.
Странные рекомендации порою дают специалисты. Давайте разберем какие и почему. Тем, кто волнуется во время выступления или чувствует неуверенность при общении советуют всячески потворствовать тревожащим симптомам. Например, если вы почувствовали комок в горле, сосредоточьте свое внимание на этом комке. И не бороться с ним. А наоборот, помогать ему. Представьте его (комок) больше и тяжелее, каким либо цветом. "Попытайтесь", потому что при таком внимании комок начнет таять и уменьшаться. Если беспокоит дрожь в коленках (и другая нервная дрожь), направьте свое мысленное внимание в дрожащее место. Обычно сразу же помогает. Если еще нет – то сознательно принудите эти коленки дрожать. А еще лучше подрожать всем телом. И непроизвольная дрожь сама уймется.
Понять в чем секрет, поможет случай из практики знаменитого психолога, основоположника эриксоновского гипноза – Милтона Эриксона.
Пятнадцатилетняя девочка постоянно грызла ногти. Ее родители позвонили мне и рассказывали о том, как дочь весь день выводила их из себя своей дурной привычкой. Она грызла ногти в школьном автобусе и водитель был сильно раздражен. Учителя жаловались на то, что она грызет ногти.
Девочка вошла в кабинет, не переставая грызть ногти, громко и с вызовом. Ее родители сидели в соседней комнате и не могли слышать, что я ей говорил.
-- Я хочу сказать тебе, что ты очень глупо делаешь, грызя ногти.
-- Вы говорите так же, как и мои родители.
-- Нет, я говорю разумно. Ты причиняешь сравнительно небольшое неудобство своим родителям и сравнительно небольшое неудобство водителю автобуса. Ты грызешь ногти везде, в школе. Сколько тысяч ребят учится в школе? И ты грызешь ногти перед всеми подряд. Теперь, если бы ты не была глупой, если бы ты была умнее, то ты бы грызла ногти так, чтобы это по-настоящему засело бы в печенках у твоего папы.
Разговаривая с твоими родителями, я понял, что послеобеденное время у вас построено по четкому графику. Твой папа читает свежую газету. Он садится и читает ее от корки до корки. Я взял с твоих родителей обещание, что они ни слова не скажут тебе относительно твоей привычки. Они вообще не будут ничего тебе говорить об этом.
Поэтому сделай, пожалуйста, вот что. Возьми часы. Сегодня вечером после ужина ты сядешь рядом со своим папой и целых двадцать минут будешь грызть ногти, а маме, которая очень пунктуальна по натуре, дашь возможность вымыть посуду. Она любит сшивать из лоскутков разные вещи. Вымыв посуду, она всегда садится за шитье. После того как закончишь грызть ногти рядом с папой, ты усаживаешься рядом с мамой. Заметь время и грызи ногти еще двадцать минут. Грызи хорошенько! И ты сможешь наслаждаться тем, как будут внутренне беситься твои родители. И они ничего не смогут сделать, они дали мне слово молчать. Что касается школы. Выбери мальчика, который тебе больше всего не нравится, и всякий раз, когда он посмотрит на тебя, засовывай палец в рот. И по-настоящему грызи его. Не расходуй свои пальцы попусту на всех учителей подряд. А каждый раз, когда ты увидишь своего самого нелюбимого учителя, засовывай палец в рот и начинай старательно грызть".
Менее чем через месяц она обнаружила, что существует масса других занятий. Я сделал ее привычку обязательным занятием.
Когда Эриксон указывает на регламентацию времени родителей, он косвенным образом привлекает внимание девочки к навязчивому характеру ее привычки грызть ногти. Он предлагает ей перестать быть "глупой" (т. е. действовать без осознания или бесцельно). Тогда ее поведение уже не является привычкой, неподвластной контролю. Теперь оно становится полезным средством выражения негативных эмоций, но при этом приобретает форму обязательности.
Человек устроен так, что "обязаловка” всегда воспринимается как повинность, работа и доставляет мало удовольствия, в то время как запретное приобретает дополнительную прелесть. Несколько фактов, как доказательство тому:
- Удивительно, но правда: виноделы и дегустаторы вин (сомелье) никогда не спиваются.
- Вольные художники, другими словами фрилансеры, получают больше удовольствия от работы, когда они делают ее спонтанно, чем когда выполняют на заказ.
- Близость до брака и в первое время после свадьбы - желанна, но позднее происходит охлаждение супругов друг к другу. В таком случае сексопатологи предлагают либо разнообразить интимную жизнь, либо… строго воздерживаться от нее в течение нескольких месяцев. Спустя это время, супруги чаще всего кидаются в объятия друг друга со страстью молодоженов.
- А задумывались ли вы, почему приходится прикладывать усилия, чтобы полезные привычки вошли в нашу жизнь и там остались? Вот поэтому!
Другой важный момент на пути избавления от вредных привычек – их осознанность, концентрация только на данном процессе. Так худеющим рекомендуют есть только качественную, свежую пищу, смакуя каждый кусок, прочувствовав его вкус, консистенцию, запах и т.д. Так человек намного быстрее насыщается и дольше не чувствует голода, храня в памяти впечатления от предыдущей трапезы.
Первое чувство удовольствия любой человек получает через рот, т.е. орально, когда сосет материнскую грудь или бутылочку (как замену). У ребенка мир как бы "черно-белый" - если ему хорошо, мама спокойная и рядом, то он ощущает это удовольствие тотально, если есть дискомфорт, то он себя ощущает тотально плохо (наверное все слышали, как младенец кричит в таких случаях). И этот опыт закладывается в самые глубины психики и является основополагающим. Все оральные зависимости - пищевая (заедание тревоги, булимия, анорексия и т.п.), алкогольная и курение строятся на этом опыте.
Важным моментом избавления от привычки курить (как и любой другой привычки) является понимание того, какую тревогу "закуриваем". Пока жизнь не будет более осознаваема, привычка понижать последствия стресса через курение не исчезнет. Также, одним из действенных вариантов бросить курить служит превращение ее в осознаваемое удовольствие. Тогда человек будет курить значительно меньше, потому что не хватается автоматически за очередную сигарету (например, как проснулся или при разговорах с коллегами на работе) а выделяет время для осознанного курения (например, после завтрака или обеда за чашкой кофе). При этом рекомендуется покупать табак и самому скручивать сигары с толком, с расстановкой.
Как осознать, что вы заедаете, закуриваете, какие потребности удовлетворяют вредные привычки?
Случай из практики психолога Александра Лоуэна, убежденного сторонника телесно-ориентированной терапии:
Улыбка одного из моих клиентов не соответствовала серьезности его проблемы. Мне удалось обратить на это его внимание, и он начал сознавать ее защитную функцию, но лишь старался убрать улыбку с лица. Он рассказал, что такая улыбка возникает у него всякий раз в отношениях с другими людьми, а не только во время терапевтических сеансов. Это была улыбка хорошего маленького мальчика, который старается понравиться. Он и был хорошим мальчиком, который старался завоевать одобрение всех, с кем встречался. И чем больше он старался, в том числе убрать улыбку, тем больше был этим хорошим маленьким мальчиком.
Он рассказал мне, что всегда был хорошим мальчиком. Его популярность в школе была основана на том, что он никогда никому не возражал. Еще он вспомнил, что, когда ему было семь или восемь лет, его терроризировали близкие. У него возникали приступы неистового гнева. Его любезность служила защитой против агрессии, но естественное высвобождение агрессии не происходило.
Улыбка скрывает очень глубокие наслоения негативизма и чувства обиды. Это глубокая яма в зыбучем песке. Ни хороший, ни плохой мальчик не могут преуспеть во взрослой жизни, для которой необходим мужчина, естественно, спонтанно реагирующий на ситуацию исходя из внутренних побуждений. В дальнейшем мой клиент вдруг заметил, что его нервная улыбка исчезла - как в кабинете врача, так и вне его.
Человеку необходимо проанализировать в деталях свою позу и физические привычки. (Поэтому А. Лоуэн и другие телесно-ориентированные психологи часто имитировали характерные позы или жесты пациентов, чтобы они увидели их со стороны, а также просили самих людей повторить или преувеличить привычный стиль поведения, например, нервную улыбку). Усилить определенный зажим в мышцах, позу тела, манеру держать себя, чтобы лучше осознать их, прочувствовать их и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела или поведения. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от эмоционального напряжения, телесного зажима, привычки вести себя определенным образом.
Доктор Френк Фарелли заметил, что пытаясь поднять самооценку пациентов, страдающих неуверенностью в себе, убеждая людей в их собственной правоте, он встречает отпор. Клиенты начинали еще больше заниматься самоуничижением. Он заподозрил, а не ухудшает ли он состояние пациента, предлагая ему свою поддержку, и решился на отчаянный эксперимент. Теперь он стал в ответы на жалобы неуверенных в себе и подавленных людей соглашаться с ними и преувеличивать их несчастья. Пациенты соглашались с ним только в первое время, но потом начинали злиться и отстаивать себя, свою значимость и правоту. Спустя какое-то время они были способны убедительно доказать несправедливость оценок врача и чувствовали себя намного увереннее.
Случай из практики гельштат-терапевта Джона Энрайта (кстати, этот пример может стать ответом на вопрос, как разлюбить, избавиться от любовной зависимости):
Пятнадцатилетняя девочка убежала, или сделала свое пребывание невозможным, в трех детских домах в течение года. Ее беспокойство было связано именно с детским домом. Она утверждала, что хочет жить с матерью, однако мать отказывалась принять ее. Именно ее невыполнимое желание жить с матерью было причиной ее невозможного поведения в детских домах, хотя она по видимости понимала и принимала невозможность жить с матерью. После нескольких минут предварительного знакомства наш разговор стал приблизительно таким:
-- Ну, так что ты, собственно, хотела бы делать?
-- Я хотела бы жить с матерью.
-- Так почему же ты не живешь с ней?
-- Она не хочет жить со мной.
-- Давай-ка посмотрим, она же твоя мать, можешь же ты как-то заставить ее принять тебя.
-- Я не знаю, как я могла бы.
-- Ну, скажем, постучись под дверью, и ворвись, когда она откроет.
-- Я пыталась, но она захлопнула дверь.
-- Хорошо, возьми с собой спальный мешок, и спи на крыльце!
Через еще несколько минут, со смесью раздражения и горя, она заявила, что глупо говорить о возможности жить с матерью, и мы перешли к обсуждению проблем в детских домах. Однако очень скоро, когда мы говорили о трудностях там, она снова стала говорить, насколько лучше и легче было бы жить с матерью. Я немедленно ответил ей, что не буду больше терять времени на разговоры об этих чертовых детских домах, и что мы камня на камне не оставим, но попытаемся найти способ вернуться к матери.
Мы обсудили возможность подать в суд, угрожать матери самоубийством, возможность написать письмо с отравленными чернилами мужчине, с которым жила мать (основное препятствие, из-за которого девочка не могла жить там), превратиться в абсолютно покорную служанку матери, и множество других, правдоподобных и причудливых идей (которые без сомнения приходили ей в голову в разное время).
Наконец, она изнутри отказалась от надежды жить с матерью. Казалось бы, она и раньше принимала эту возможность, но была привязана к маленьким проблескам невысказанных надежд. Негативными следствиями этих надежд было то, что они разъедали ее готовность ужиться в детских домах. Отказ от надежды был глубоко болезненным. Хотя эта надежда мешала ей вести свою жизнь успешно, она была привязана к ней, и способом этого привязывания было – не смотреть на нее слишком пристально. Только моя явно преувеличенная и, очевидно, неоправданная поддержка ее мечты заставила девочку пережить ее в достаточной мере, чтобы отказаться от нее.
Резюмируем, как легко избавиться от вредных привычек.
1. Вредные привычки и зависимости свою притягательность и контроль над человеком, когда:
Происходит осознание, какие эмоции они обозначают, заменой каким поступкам являются.
Включите свое воображение, фантазию и составьте список из 10 - 20 альтернативных вариантов (пусть самых фантастических, маловероятных, трудновыполнимых), как иначе можно их проявить, высказать, выразить.
Теперь позвольте себе самому решить, когда вы избавитесь от вредной привычки или зависимости. Тем временем смакуйте ее, дегустируйте, занимайтесь ею по высшему разряду, качественно, осознанно, с блеском, кайфом, расстановкой и только так!
2. Вредные привычки и зависимости превращаются в утомительную, нудную работу, когда строго регламентированы по времени и объему, причем он должен значительно превышать достаточный объем.
Исключение – все, что наносит непосредственный, прямой вред здоровью. В таком случае красочно прокрутите у себя в голове, как бы развивались события, выполни вы условие пункта №2 (возьмите за образец пример Джона Энрайта).
И анекдот "на десерт".
По коpидоpу ВУЗа идет пpофессоp. Hавстpечу студент:
- Здpавствуйте, пpофессоp. Можно Вас спpосить?
- Конечно, спpашивайте, молодой человек.
- Скажите, пpофессоp, Вы когда спать ложитесь, боpоду на одеяло или под одеяло кладете?
После некотоpой паузы:
- Да, знаете, как-то не задумывался.
- Hу, извините, пожалуйста.
Разошлись.
Чеpез неделю зеленый пpофессоp с кpугами под глазами встpечает в коpидоpе того же студента и хватает за гpудки:
- Hу ты и..! Hеделю уже спать не могу - и так неудобно, и так неудобно!