-Цитатник

ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ ПАРУСНО-МОТОРНОЙ ШХУНЫ *КОРАЛЛ* - (0)

О первом дальнем плавании парусно-моторных шхун ...

ВЯЗАНЫЕ КОФТОЧКИ 50-Х - (0)

Вязаные кофточки 50-х. Вязаные ретро кофточки из ириса. ...

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. - (0)

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. Рукоделия от Оксаны В этом видео покажу...

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... - (0)

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... ...Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в...

✨ СЕМЬ КЛАССИЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ - (0)

✨ Семь классических мелодий для утреннего пробуждения   Тёмным ноябрьским...

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
00:15 21.02.2011
Фотографий: 26

 -Я - фотограф

Клуб по интересам – Хонда

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Clara_C

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 59) For_the_diary town_of_art МДС про_искусство Особенные_Аватарки Мой_любимый_КРОЛИК Моя_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Всем_Вкусно для_милых_девушек _П_И_А_Р_ НЯшные_штучки Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА BeautyMania Царство_Кулинарии Мир_леса Радуга_женственности ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ ХоЧуНиМаГУ Обречены_на_Счастье рецепты_красоты_и_здоровья Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Кошколюбам Картинки_для_днева Аниме_галерея Готические_фотки Обмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide Астреа MY_HIT Собаководы_России JMusic Школа_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Найди_ПЧ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты Системно-векторная_психология Это_Смешно -HochuVseZnat- Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Только_для_женщин Frondam Israel kayros
Читатель сообществ (Всего в списке: 23) axeeffect_ru little_anime_house _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ Quotation_collection Art_Factory ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ Art_Avenue Авто-Любитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt Релакс_и_вдохновение ru_garfield Системно-векторная_психология Мир_клипарта О_Самом_Интересном Frondam kayros Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 36325


ЮСУПОВСКИЙ ФАРФОР

Среда, 18 Ноября 2020 г. 03:29 + в цитатник
Цитата сообщения Akmaya Юсуповский фарфор

Юсуповский фарфор

Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских фарфоровых заводов. Ему присущи характерные особенности стиля росписи и декора, орнаментов и мотивов.


Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)


Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)
Фарфоровое заведение князя Юсупова работало в Подмосковном имении Юсуповых в Архангельском с 1818 (возможно, с 1814) по 1831 г. В Архангельском изготавливались чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты, гербы. Стиль и характер декора фарфоровой посуды определялись владельцем фарфорового заведения князем Н.Б.Юсуповым (1750-1831), известный коллекционер и знаток изящного. Посуда из юсуповского фарфора декорировалась в лучших традициях классицизма конца XVIII - первой трети XIX века. Развитию интереса князя Юсупова к фарфору способствовало его знакомство с художественными производствами Европы, с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами. С 1792 по 1802 г. князь Юсупов управлял Императорским фарфоровым и стекольным заводом.

Фарфор Юсупова. Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами», 1830
Фарфор Юсупова. Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами», 1830
В 1814-1816 гг.в одном из флигелей московского дома Н.Б.Юсупова были установлены одна - две муфельные печи и устроена живописная мастерская. В ней работали крепостные художники Иван Новиков, Федор Сотников, Иван Колесников (1790/1794-1823), Егор Шебанин, Федор Ткаченков (Ткачев), получившие образование у профессиональных живописцев. Они копировали в масле произведения западноевропейских мастеров, писали собственные произведения, иллюстрировали книги из княжеской библиотеки, занимались реставрацией живописных полотен. В фарфоровом заведении Юсупова работали крепостные и вольные мастера, обучались крепостные мальчики и девочки по профессии художник по фарфору. В архиве Юсупова встречаются счета на покупку фарфоровых изделий мануфактуры Наста, Даготи, Дила и Герара.

Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)



1818-1821. Ранний ученический период
В эти годы фарфоровое заведение было художественной мастерской по росписи фарфора. В пристройке к парковому флигелю Каприз были устроены муфельные печи. Живописная школа Юсупова в Архангельском была создана исключительно для подготовки художников по декору фарфоровой посуды для фарфорового заведения Н.Б.Юсупова. Учеников было от 4 до 11 человек. Работами в мастерской в 1818-1820 гг. руководил Иван Тимофеевич Колесников, занимавшийся росписью фарфора и преподававший в живописной школе. Процесс обучения был основан на копировании классических образцов.







Выпускавшийся в тот период фарфор отличался наибольшей самобытностью и уникальностью. Живописцы работали по привозному готовому белью ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Долгорукого – наносили роспись на предметы чайно-столовых сервизов, отдельные чайные пары, чайные чашки, аппетитные чашки, чернильницы, пасхальные яйца. Живописцы расписывали готовые подглазурно маркированные формы чайной мейсенской посуды, столовую посуду из Франции, тарелки, небольшие сервизы для завтрака и десертные сервизы Севрской мануфактуры и частных заводов Парижа. Художники копировали фарфор Венской и Севрской мануфактуры, привнося в рисунок свои детали.






Одни из наиболее любимых мотивов росписи тех лет – цветы, венки, букеты. При отделке юсуповского фарфора часто использовалось цветное крытье. В оформлении тарелок раннего периода использовалось желтое крытье как насыщенного желтого, так и лимонного оттенка. Предметы расписывали также пейзажами в овальных резервах.
Один из любимых мастерами мотивов – широкий цветочный бордюр на чашках и венок по борту тарелок. Характерный набор цветов – анютины глазки (фиалки), астры темно-голубого или лилового цвета с желтой сердцевиной. с обязательными красно-оранжевым маком, розовой розой, белой маргариткой, цветной ромашкой или астрой, желтым маком, незабудками или вьюнками и снова розой. На тарелке раппорт повторялся вновь, на чашках он обычно умещался в один раз, иногда в урезанном виде. Часто в бордюр включались сдвоенные цветы: по две розы, две фиалки и т.д.



<

Фарфор расписывали и по сюжетам античной мифологии по гравюрам или популярным эстампам, и по небольшим жанровым картина голландских, английских, фламандских и французских художников XVII – начала XIX века. Копировали венские тарелки «с баталиями» (с батальными сценами).
Большая часть расписанной в Архангельском посуды отправлялась в московский дом в буфетную Его Сиятельства, однако живописцам разрешалось работать на себя (писать и продавать фарфор) по субботам и воскресеньям. В ранний период работы какая-то часть юсуповского фарфора уже продавалась. В месяц ученики расписывали от 48 до 60 тарелок. Наиболее одаренные из учеников - Павел Прелов, Петр и Григорий Новиковы, Павел Лебедев и Петр Котляров - обучались в 1820 году рисованию у Ж.-Ф.-Ж. Свебаха, ведущего художника ИФЗ.
С августа 1820 г. до начала 1822 года работами в мастерской руководил Иван Горбунов. В 1819-1820 гг. в мастерской было от 9 до 16 учеников.





1822-1831. Расцвет фарфорового заведения. Ламберовский период.
С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август-Филипп Ламбер (?-1835). Ламбер стал главным художником живописной мастерской и преподавателем. Была построена новая муфельная, заказана установка еще 8 муфелей, увеличилось количество живописцев и учеников, была расширена тематика росписей, совершенствовалась технологическая сторона процесса росписи. С 1823 года юсуповский фарфор начали маркировать: красной краской или золотом надглазурно ставился год, а на наиболее значительных и подарочных предметах ставилась надпись «Архангельское» или «Archangelski».
В 1823 году в мастерской работало 26 человек, среди которых 10 девушек и 16 юношей. К 1825 году количество учеников составляло 40 человек. Производство было нацелено на создание изящных по декору драгоценных произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Декорированный копиями графических и живописных произведений фарфор становился частью художественной коллекции Юсупова.






Ламбер сам расписывал фарфор и руководил мастерской. Ведущими мастерами предприятия были Федор Сотников, Иван Горбунов, Григорий и Петр Новиков, Алексей Артемьев, Павел Лебедев, Василий Стрижаков, Никита Куваев.
В 1827 году было построено здание завода Юсупова-Ламберта, из 37 художников и учеников 16 переходили в ведение Ламберта, остальные оставались в ведении Н.Б.Юсупова. Новое предприятие было сдано в аренду А.-Ф.Ламберу. Мастерская и завод работали, по всей вероятности, на заказ. Фарфор продавался в московской и петербургских лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики князя Юсупова.
В ламберовский период заметно улучшилось художественное и техническое качество росписи, был расширен ассортимент и сложность орнаментальных мотивов, заметно повысилась техника исполнения. В изделиях второй половины 1820-х годов проявляется артистизм живописцев, копировавших картины и гравюры на фарфоре. Особое значение придавалось изысканному золоченому декору, превращавшему фарфор в драгоценность. Использовался прием французских декораторов фарфора, заключавшийся в оттенении коричневой или пурпурно-красной линией золотого орнамента.







С 1823 года предметы сервизов для завтрака расписывались сплошной панорамной росписью, основания, ручки и сливы покрывались позолотой, часто с цировкой.
С 1823 по 1831 год были созданы самые известные произведения юсуповского фарфорового заведения – Аракчеевский сервиз (1823) и серия тарелок (1827 на белье Севрского завода) с видами села Грузина. Наиболее известные и широко представленные в музейных и частных коллекциях комплекты тарелок «Розы» были расписаны с 1824 по 1827 г. В 1824-1826 гг. были созданы многочисленные подарочные чайные пары, в 1825 – 1831 гг. создавались сервизы на 1-2 персоны, дежене в дар для вдовствующей императрице Марии Федоровне, ее внукам Александру Николаевичу и Марии Николаевне, императору Николаю I.







Мотивы орнаментального декора юсуповского фарфора черпались из классического искусства: вариации цветка и лепестков лотоса, листьев лавра, пальметт, завитков и листьев аканта, вертикальной штриховки, широких и узких параллельных линий, концентрических кругов, розетт и трилистников. Орнамент и структура декора юсуповского фарфора гармонично подчеркивают форму изделия, живописный декор тщательно выверен и пропорционален. Юсуповскому фарфору свойственна подчеркнутость цокольной части, особенно у чайников, сахарниц и молочников, - обычно при помощи орнаментировки вытянутыми овами или подобием аркатурного пояса. Еще один отличительный признак юсуповского фарфора - тщательная декорировка деталей и поверхностей, невидимых глазу постороннего. Характерный элемент отделки – заполненность зеркала у блюдец, например, розеткой, небольшим букетиком, надписи или одним или несколькими концентрическими кругами.
В ламберовский период предпочтение отдавалось классическим овоидным формам для чайно-кофейной посуды, а также цилиндрической форме чашек. В 1824-1826 гг. использовали крытье светло-фисташкового цвета, а также сиреневато-розового и голубовато-серого цвета. В 1825-1826 гг. в декоре дежене и ваз использовали крытье шоколадного темно-зеленого цвета. С 1829 г. применяли палевое сливочно-охристое крытье. Резервы на предметах выполнялись в форме прямоугольника, круга или овала, иногда в виде овала в прямоугольнике. Восьмиугольные или шестигранные рамки не использовались.





1831-1839. Время работы фаянсовой фабрики
С 1818 по 1831 в живописной мастерской было воспитано 70 молодых художников. После кончины князя в 1831 г. живописное заведение было ликвидировано как недоходное. До 1839 года предприятие выпускало фаянсовую посуду.
Коллекции юсуповского фарфора
В музеях и частных собраниях изделия фарфорового заведения Юсупова встречается значительно реже фарфора других фарфоровых заводов России. Еще в начале XX века знатоки антикварного рынка отмечали, «что особенно интересны для собирателей изделия завода кн. Н.Б.Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся»








источник
Рубрики:  всякая_всячина
история
искусство
царская Россия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку