-Цитатник

ВЯЗАНЫЕ КОФТОЧКИ 50-Х - (0)

Вязаные кофточки 50-х. Вязаные ретро кофточки из ириса. ...

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. - (0)

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. Рукоделия от Оксаны В этом видео покажу...

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... - (0)

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... ...Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в...

✨ СЕМЬ КЛАССИЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ - (0)

✨ Семь классических мелодий для утреннего пробуждения   Тёмным ноябрьским...

ЮСУПОВСКИЙ ФАРФОР - (0)

Юсуповский фарфор Юсуповский фарфор Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
00:15 21.02.2011
Фотографий: 26

 -Я - фотограф

Клуб по интересам – Хонда

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Рубрики

 -Метки

антиквариат бисер быстрый и вкусный салат с треской быт видео вкусно вышивка вышивка крестом вязание вязание крючком вязание на спицах головоломки готовка грибы дача декор дом дом и быт еда загоовки закатки заколка с белыми цветочками из полимерной глины закрутки звук здоровье зов времен зов времен. коллекционное издание -50% игра игры игры от алавар идеи из кабачков интересное интерьер интерьеры искусство история как восстановить пропавший звук на компьютере капуста компьютер компьютерная грамотность красота кура курица запеченная с грибами и томатной пастой маринады маринованная цветная капуста милота мода музыка новый год овощи овощной плов огород осень острое лечо «по-болгарски» пирог из кабачка с сыром пироги плов полезное помидоры помидоры по-корейски помидоры царские принцесса изабелла природа путешествия путь наследницы ремонт рецепт рецепты рукоделие рукоделье сад салат своими руками скачать игру советы ссср статьи стиль украшения уют уютный дом хобби хорошее настроение цветоводство цветы шитье юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Clara_C

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 59) For_the_diary town_of_art МДС про_искусство Особенные_Аватарки Мой_любимый_КРОЛИК Моя_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Всем_Вкусно для_милых_девушек _П_И_А_Р_ НЯшные_штучки Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА BeautyMania Царство_Кулинарии Мир_леса Радуга_женственности ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ ХоЧуНиМаГУ Обречены_на_Счастье рецепты_красоты_и_здоровья Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Кошколюбам Картинки_для_днева Аниме_галерея Готические_фотки Обмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide Астреа MY_HIT Собаководы_России JMusic Школа_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Найди_ПЧ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты Системно-векторная_психология Это_Смешно -HochuVseZnat- Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Только_для_женщин Frondam Israel kayros
Читатель сообществ (Всего в списке: 22) axeeffect_ru little_anime_house _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ Quotation_collection Art_Factory ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ Art_Avenue Авто-Любитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt Релакс_и_вдохновение ru_garfield Системно-векторная_психология Мир_клипарта О_Самом_Интересном kayros Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2008
Записей: 21693
Комментариев: 6791
Написано: 36034


ЮСУПОВСКИЙ ФАРФОР

Среда, 18 Ноября 2020 г. 03:29 + в цитатник
Цитата сообщения Akmaya Юсуповский фарфор

Юсуповский фарфор

Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских фарфоровых заводов. Ему присущи характерные особенности стиля росписи и декора, орнаментов и мотивов.


Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)


Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)
Фарфоровое заведение князя Юсупова работало в Подмосковном имении Юсуповых в Архангельском с 1818 (возможно, с 1814) по 1831 г. В Архангельском изготавливались чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты, гербы. Стиль и характер декора фарфоровой посуды определялись владельцем фарфорового заведения князем Н.Б.Юсуповым (1750-1831), известный коллекционер и знаток изящного. Посуда из юсуповского фарфора декорировалась в лучших традициях классицизма конца XVIII - первой трети XIX века. Развитию интереса князя Юсупова к фарфору способствовало его знакомство с художественными производствами Европы, с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами. С 1792 по 1802 г. князь Юсупов управлял Императорским фарфоровым и стекольным заводом.

Фарфор Юсупова. Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами», 1830
Фарфор Юсупова. Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами», 1830
В 1814-1816 гг.в одном из флигелей московского дома Н.Б.Юсупова были установлены одна - две муфельные печи и устроена живописная мастерская. В ней работали крепостные художники Иван Новиков, Федор Сотников, Иван Колесников (1790/1794-1823), Егор Шебанин, Федор Ткаченков (Ткачев), получившие образование у профессиональных живописцев. Они копировали в масле произведения западноевропейских мастеров, писали собственные произведения, иллюстрировали книги из княжеской библиотеки, занимались реставрацией живописных полотен. В фарфоровом заведении Юсупова работали крепостные и вольные мастера, обучались крепостные мальчики и девочки по профессии художник по фарфору. В архиве Юсупова встречаются счета на покупку фарфоровых изделий мануфактуры Наста, Даготи, Дила и Герара.

Юсуповский фарфор. Сервиз, посвященный русско-турецкой войне, 1831 г. (собрание ГРМ)



1818-1821. Ранний ученический период
В эти годы фарфоровое заведение было художественной мастерской по росписи фарфора. В пристройке к парковому флигелю Каприз были устроены муфельные печи. Живописная школа Юсупова в Архангельском была создана исключительно для подготовки художников по декору фарфоровой посуды для фарфорового заведения Н.Б.Юсупова. Учеников было от 4 до 11 человек. Работами в мастерской в 1818-1820 гг. руководил Иван Тимофеевич Колесников, занимавшийся росписью фарфора и преподававший в живописной школе. Процесс обучения был основан на копировании классических образцов.







Выпускавшийся в тот период фарфор отличался наибольшей самобытностью и уникальностью. Живописцы работали по привозному готовому белью ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Долгорукого – наносили роспись на предметы чайно-столовых сервизов, отдельные чайные пары, чайные чашки, аппетитные чашки, чернильницы, пасхальные яйца. Живописцы расписывали готовые подглазурно маркированные формы чайной мейсенской посуды, столовую посуду из Франции, тарелки, небольшие сервизы для завтрака и десертные сервизы Севрской мануфактуры и частных заводов Парижа. Художники копировали фарфор Венской и Севрской мануфактуры, привнося в рисунок свои детали.






Одни из наиболее любимых мотивов росписи тех лет – цветы, венки, букеты. При отделке юсуповского фарфора часто использовалось цветное крытье. В оформлении тарелок раннего периода использовалось желтое крытье как насыщенного желтого, так и лимонного оттенка. Предметы расписывали также пейзажами в овальных резервах.
Один из любимых мастерами мотивов – широкий цветочный бордюр на чашках и венок по борту тарелок. Характерный набор цветов – анютины глазки (фиалки), астры темно-голубого или лилового цвета с желтой сердцевиной. с обязательными красно-оранжевым маком, розовой розой, белой маргариткой, цветной ромашкой или астрой, желтым маком, незабудками или вьюнками и снова розой. На тарелке раппорт повторялся вновь, на чашках он обычно умещался в один раз, иногда в урезанном виде. Часто в бордюр включались сдвоенные цветы: по две розы, две фиалки и т.д.



<

Фарфор расписывали и по сюжетам античной мифологии по гравюрам или популярным эстампам, и по небольшим жанровым картина голландских, английских, фламандских и французских художников XVII – начала XIX века. Копировали венские тарелки «с баталиями» (с батальными сценами).
Большая часть расписанной в Архангельском посуды отправлялась в московский дом в буфетную Его Сиятельства, однако живописцам разрешалось работать на себя (писать и продавать фарфор) по субботам и воскресеньям. В ранний период работы какая-то часть юсуповского фарфора уже продавалась. В месяц ученики расписывали от 48 до 60 тарелок. Наиболее одаренные из учеников - Павел Прелов, Петр и Григорий Новиковы, Павел Лебедев и Петр Котляров - обучались в 1820 году рисованию у Ж.-Ф.-Ж. Свебаха, ведущего художника ИФЗ.
С августа 1820 г. до начала 1822 года работами в мастерской руководил Иван Горбунов. В 1819-1820 гг. в мастерской было от 9 до 16 учеников.





1822-1831. Расцвет фарфорового заведения. Ламберовский период.
С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил приглашенный князем французский живописец Севрской мануфактуры Август-Филипп Ламбер (?-1835). Ламбер стал главным художником живописной мастерской и преподавателем. Была построена новая муфельная, заказана установка еще 8 муфелей, увеличилось количество живописцев и учеников, была расширена тематика росписей, совершенствовалась технологическая сторона процесса росписи. С 1823 года юсуповский фарфор начали маркировать: красной краской или золотом надглазурно ставился год, а на наиболее значительных и подарочных предметах ставилась надпись «Архангельское» или «Archangelski».
В 1823 году в мастерской работало 26 человек, среди которых 10 девушек и 16 юношей. К 1825 году количество учеников составляло 40 человек. Производство было нацелено на создание изящных по декору драгоценных произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих особую художественную ценность. Декорированный копиями графических и живописных произведений фарфор становился частью художественной коллекции Юсупова.






Ламбер сам расписывал фарфор и руководил мастерской. Ведущими мастерами предприятия были Федор Сотников, Иван Горбунов, Григорий и Петр Новиков, Алексей Артемьев, Павел Лебедев, Василий Стрижаков, Никита Куваев.
В 1827 году было построено здание завода Юсупова-Ламберта, из 37 художников и учеников 16 переходили в ведение Ламберта, остальные оставались в ведении Н.Б.Юсупова. Новое предприятие было сдано в аренду А.-Ф.Ламберу. Мастерская и завод работали, по всей вероятности, на заказ. Фарфор продавался в московской и петербургских лавках товаров Купавинской шелкоткацкой фабрики князя Юсупова.
В ламберовский период заметно улучшилось художественное и техническое качество росписи, был расширен ассортимент и сложность орнаментальных мотивов, заметно повысилась техника исполнения. В изделиях второй половины 1820-х годов проявляется артистизм живописцев, копировавших картины и гравюры на фарфоре. Особое значение придавалось изысканному золоченому декору, превращавшему фарфор в драгоценность. Использовался прием французских декораторов фарфора, заключавшийся в оттенении коричневой или пурпурно-красной линией золотого орнамента.







С 1823 года предметы сервизов для завтрака расписывались сплошной панорамной росписью, основания, ручки и сливы покрывались позолотой, часто с цировкой.
С 1823 по 1831 год были созданы самые известные произведения юсуповского фарфорового заведения – Аракчеевский сервиз (1823) и серия тарелок (1827 на белье Севрского завода) с видами села Грузина. Наиболее известные и широко представленные в музейных и частных коллекциях комплекты тарелок «Розы» были расписаны с 1824 по 1827 г. В 1824-1826 гг. были созданы многочисленные подарочные чайные пары, в 1825 – 1831 гг. создавались сервизы на 1-2 персоны, дежене в дар для вдовствующей императрице Марии Федоровне, ее внукам Александру Николаевичу и Марии Николаевне, императору Николаю I.







Мотивы орнаментального декора юсуповского фарфора черпались из классического искусства: вариации цветка и лепестков лотоса, листьев лавра, пальметт, завитков и листьев аканта, вертикальной штриховки, широких и узких параллельных линий, концентрических кругов, розетт и трилистников. Орнамент и структура декора юсуповского фарфора гармонично подчеркивают форму изделия, живописный декор тщательно выверен и пропорционален. Юсуповскому фарфору свойственна подчеркнутость цокольной части, особенно у чайников, сахарниц и молочников, - обычно при помощи орнаментировки вытянутыми овами или подобием аркатурного пояса. Еще один отличительный признак юсуповского фарфора - тщательная декорировка деталей и поверхностей, невидимых глазу постороннего. Характерный элемент отделки – заполненность зеркала у блюдец, например, розеткой, небольшим букетиком, надписи или одним или несколькими концентрическими кругами.
В ламберовский период предпочтение отдавалось классическим овоидным формам для чайно-кофейной посуды, а также цилиндрической форме чашек. В 1824-1826 гг. использовали крытье светло-фисташкового цвета, а также сиреневато-розового и голубовато-серого цвета. В 1825-1826 гг. в декоре дежене и ваз использовали крытье шоколадного темно-зеленого цвета. С 1829 г. применяли палевое сливочно-охристое крытье. Резервы на предметах выполнялись в форме прямоугольника, круга или овала, иногда в виде овала в прямоугольнике. Восьмиугольные или шестигранные рамки не использовались.





1831-1839. Время работы фаянсовой фабрики
С 1818 по 1831 в живописной мастерской было воспитано 70 молодых художников. После кончины князя в 1831 г. живописное заведение было ликвидировано как недоходное. До 1839 года предприятие выпускало фаянсовую посуду.
Коллекции юсуповского фарфора
В музеях и частных собраниях изделия фарфорового заведения Юсупова встречается значительно реже фарфора других фарфоровых заводов России. Еще в начале XX века знатоки антикварного рынка отмечали, «что особенно интересны для собирателей изделия завода кн. Н.Б.Юсупова, в продаже почти совсем не встречающиеся»








источник
Рубрики:  всякая_всячина
история
искусство
царская Россия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку