О первом дальнем плавании парусно-моторных шхун ...
ВЯЗАНЫЕ КОФТОЧКИ 50-Х - (0)Вязаные кофточки 50-х. Вязаные ретро кофточки из ириса. ...
Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. - (0)Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. Рукоделия от Оксаны В этом видео покажу...
Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... - (0)Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... ...Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в...
✨ СЕМЬ КЛАССИЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ - (0)✨ Семь классических мелодий для утреннего пробуждения Тёмным ноябрьским...
Императорские сады Петербурга |
Гатчина. “Из окон гатчинского дворца при закате солнца… открывается такой изумительный по строгости, по грустному величию, по сдержанной скорби пейзаж, какого не увидишь ещё ни в природе, ни на картине…” - Луначарский А. В., нарком просвещения.
Неповторимость каждого из дворцово-паркового ансамбля в пригородах Северной Пальмиры наиболее убедительно и зримо воплощена в художественном облике садов и парков Гатчины.
Неизвестный художник. "Парк в Гатчине". 1820 г. Под Санкт-Петербургом, на высоком холме близ Серебряного озера, стоит этот, необычный для русской архитектурной традиции дворец, напоминающий средневековую крепость. История поместья началась ещё при их величестве, Отце Отечестве, Петре Великом: он подарил финскую мызу своей сестре, царевне Наталье Алексеевне. В 1763 году мыза, сменившая к тому времени нескольких хозяев, перешла в собственность её величеству Екатерине Алексеевне, которую она вскоре подарила своему фавориту графу Григорию Григорьевичу. Екатерина Алексеевна считала себя весьма обязанной Орловым, после известно случая 1762 года, и не жалела наград для братьев. Он-то в 1765 году и начал формировать ансамбль своей загородной резиденции: cтроится дворец (архитектор Антонио Ринальди) и разбивается великолепный пейзажный парк, украшением которого является цепь озёр с прихотливо изрезанными берегами, многочисленными островами и мостиками.
Парк Гатчины. В отличие от регулярных, французских парков Петергофа и Царского Села Гатчинский сразу был задуман как ландшафтный, английский. Пейзажи Гатчины не столько созданы искусными садовниками, сколько просто подправлены умелой рукой. Джеймс Гекет, его и братьев Ч. и Дж. Сперроу нанял его сиятельство Григорий Григорьевич, занимает самое почётное место среди мастеров садового дела, работавших в Гатчине. Он тонко понимал красоты северной природы, сумел обогатить местный ландшафт, придав ему значение совершенного произведения искусства. В парке много павильонов и садовых затей. Через двадцать лет, в 1783 году, императрица, после смерти Григория Орлова, выкупает имение у наследников, и дарит его своему сыну - Великому князю Павлу Петровичу. Тринадцать лет Гатчина была великокняжеской резиденцией и пять – императорской. В 1782 году Великий князь с супругой вернулись из путешествия по Европам. Во Франции его высочество поразила резиденция принцев Конде – Шатиньи. Впечатления от поездки сказались в развитии гатчинского ансамбля. Павел Петрович вместе с дворцом кардинально перестроил и парк: ничто не дОлжно напоминать его высочеству о ненавистных материных любимцах.
В 1792-95 годах Винченцо Бренна возвёл террасу и пристань на озере Белом (250х60, глубина – 14 м). Выглядит как основание дворца.(С этой террасы в 1797 году Станислав-Август Понятовский, последний польский король, любовался озером и парком). В 1796-1798 годах Бренна разделил прежний парк на три части: Зверинец, Дворцовый и Приоратский; были разбиты новые регулярные (французские) сады – Собственный,
Голландский (на фото), Сильвия, лабиринты (и водный в том числе), Остров любви. Совсем отказаться от французского влияния в ландшафтном искусстве заказчики не захотели, и, архитектор создал вышеперечисленные парки.
Сергеев Г. С. "Вид с залива Белого озера на остров Любви и павильон Венеры". 1798 г. Комплекс гатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собою самобытное творение паркостроительного искусства. Парки объединены речками Гатчинка и Колпанка, и цепью озёр. К этим паркам примыкает Приоратский парк. Вытянутость территории Гатчинского парка, резкие перепады высот между озёрами и островами позволяют воспринимать парк в различных уровнях: с глади озёр, с береговых аллей, с горок и с башен дворца. Из 143 га общей площади Дворцового парка, 36 гектаров занимают озёра. При этом озёра включены в сердцевину планировки парка, являются его доминантой.
Собственный, ея императорского величества садик. Вид из кабинета его императорского величества. Предпочитавшая регулярный стиль, её величество Мария Фёдоровна именно в Собственном садике пожелала выдержать французскую планировку. Площадка, на которой расположен Собственный ея императорского величества садик, – искусственная, насыпная. Синьор Бренна создал садик в 1797 году. Здесь расположены прямые аллеи, в центре этого маленького Элизиума Марии Фёдоровны возвышается статуя Флоры, работы Фабио Медико, в окружёнии четырнадцати мраморных герм сатиров и менад. Все они были приобретены Павлом Петровичем во время путешествия по Италии (инкогнито, под именами графа и графини Северных, великокняжеская чета путешествовала по Европе, где у них был открыт неограниченный кредит). Из окна своего кабинета Великий князь любовался этим садиком.
Парки создавались в два приёма: 1766-83 (А. Ринальди) и 1783-1800 (В. Бренна). Парк удивительно гармоничен по своему построению и композиции. В парке созданы лабиринты, Лесной (густая сеть аллей) и Водный (редчайшая парковая затея: в заливе Белого озера созданы четыре островка) лабиринты.
Плавучий остров. Под воздействием течения и ветров остров дрейфует туда-сюда по Белому озеру.
Генерал-адмирал Великий князь Павел Петрович. В своей любимой резиденции (он был хозяином Гатчины, а его супруга - Павловска) Павел Петрович муштровал “гатчинское войско“, включавшее кавалерийские, пехотные и артиллерийские части, проводил маневры своей “гатчинской флотилии “.
Горбатый мостик в 1800 г. спроектировал Андриян Захаров. К великому сожалению парк находится в запустении. Гости и местные оставляют после себя много мусора. Всё рушится. Перила и балясины Горбатого мостика разрушены и исчезли. Через парк местные люди, ну, и гости Гатчины, ходят от ж-д станции к жилым домам, что не способствует сохранению чистоты. Вход в парк бесплатный, что никак не, опять же, способствует сохранению жемчужины садово-паркового заповедника. В 1800 году Павел Петрович распорядился деревянные мосты заменить каменными. Переброшенные через протоки, каналы и ручьи, мосты связали весь парк и сделали доступными для пеших прогулок удалённые уголки парка.
С. Ф. Щедрин. "Вид на Колонну Орла". Колонна - типичное произведение классицистического характера. Автор – синьор Антонио Ринальди. Колонну перевезли из Царского Села в 1770 году, когда Григорий Орлов, хозяин усадьбы, находился в зените славы. Его брат, Алексей Орлов, разбил турецкий флот при Чесме. Вернее, был высочайше назначен командующим эскадрой. Колонна сия – триумфальный монумент рода Орловых.
Ферма – на южном берегу речки Колпанки расположено одноэтажное здание с массивным куполом, возведённое в 1801 году. Здесь, отдавая дань модному развлечению в пасторальном духе (у Марии Антуанетты в Малом Трианоне была такая же ферма) обитатели дворца разводили коровок и козочек. Молоко шло на дворцовую кухню. Великие князья сеяли горох, вскапывали грядки, ловили сетью рыбу в озере. На противоположном берегу речки располагался птичник.
Берёзовый домик – одно из самых любопытных сооружёний дворцового парка. Выполнен в пасторальном стиле v 1794 году. Домик оный был задуман её высочеством Великой княгиней, как архитектурное скерцо, скрывающее за скромным фасадом из берёзовой поленницы утончённый интерьер - эдакое любовное гнёздышко на лоне природы. Её высочество намерена была “тем самым дражайшего супруга своего в нечаянное изумление ввести и вызвать улыбку на устах его”. Автором проекта был архитектор Львов, а пространство вокруг домика оного разработал садовод Виольё. Бренна, чтобы усилить эффект неожиданности скрыл домик за порталом “Маска” (1795-1797). Окна и двери господин Львов, большой любитель оригинальных придумок, замаскировал среди распиленных поленьев (с наружной стороны оконных ставень и створок дверей были прикреплены распиленные вдоль берёзовые поленья, при закрытых ставнях окна и двери были абсолютно невидимы).
Альков. Подарок Марии Фёдоровны удался: Павел Петрович любил вместе с супругой в этом домике отдохнуть после прогулки по парку, перекусить, чем бог послал.
Пути в Берёзовом домике олицетворяют государя и государыню.
Вид на павильон Триумф Венеры на острове Любви. Мария Фёдоровна, по отзывам современников, не смотря на свою красоту, была женщиной умной, внимание мужчин к персоне своей ей нравилось, подарила супругу десятерых детей, хотя Павел Петрович признавал своими только троих из них. Сам же государь Павел Петрович вёл себя по отношению к супруге, честно пиша, по-свински. Обвиняя родительницу свою в фаворитизме, ничем не отличался от нея, копировал её поведение.
Павильон Триумф Венеры. Интерьеры. Построен на о. Любви, подарок-намёк, своеобразный способ примирения и воссоздание семьи. Остров любви искусственного происхождения. На нём были разбиты цветники, установлена скульптура, оборудованы “зелёные кабинеты” – крошечные альковы из стриженого кустарника. И снова мода на подобные острова пришла из Франции, где их именовали “островами блаженства” и использовали для утех куртуазных.
Плафон павильона "Триумф Венеры". Кролик - символ плодовитости (это к Марии Фёдоровне - вечно брюхата ходила). Даже свекровь её как-то заметила: "Горазда ты, матушка, внуков мне дарить".
Император Николай Павлович превратил Гатчину в одну из своих резиденций. Он бережно отнёсся к её историческому облику. Александр Второй любил бывать в Гатчине, и даже перевёл сюда императорскую охоту. Александр же Третий вёл беспощадную борьбу с революционэрами-либерастами, народовольцами-чёрнопередельцами, и вовсе с семьёй переселился во дворец, подальше от бомбистов-террористов. Александр Третий мастер афоризма. Как-то, сидел царь-батюшка с удочкой на берегу Белого озера. Ему доложили, что послы европейские приехали к нему и просят принять их. Александр Александрович произнёс свою знаменитую фразу: “Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать”. Однажды император Александр Александрович пригласил к себе двух знаменитых русских историков Бартенёва и Соловьёва. "Скажите, - обратился он к Бартенёву, - кто был настоящим отцом Павла Первого?". Бартенёв вздохнул и грустно ответил: "Сергей Салтыков". "Ну, слава богу, - перекрестившись, сказал император. - Значит мы русские!" Потом задал тот же вопрос Соловьёву. "Отцом императора Павла Петровича, - ответил профессор, - был законный супруг императрицы Екатерины II император Пётр III". Снова перекрестившись Александр Александрович сказал: "Ну, слава богу, значит мы - законные".
1-Кому первоначально принадлежала мыза Хотчино (Гатчина)?
2-Под каким именем Великий князь со княгинею путешествовали по Европе? Почему?
3-Что ответил Александр Александрович Романов на известие, что дипломаты нижайше просят принять их внепланово?
Рубрики: | всякая_всячина история искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |