-–убрики

 -÷итатник

✨ Ђѕортрет –имской- орсаковойї - (0)

✨ Ђѕортрет –имской- орсаковойї  ак красавица с картины покорила ѕариж, устроив грандиозный...

✨ —пуст€ 30 лет полици€ снова поднимет дело Ќатали ¬уд. - (0)

✨ —пуст€ 30 лет полици€ снова поднимет дело Ќатали ¬уд. »стори€ Ќатали ¬уд — америка...

✨ ∆ивотные в работах Linda Picken - (0)

✨ ∆ивотные в работах Linda Picken         &nbs...

Ћегенда дл€ оперши - (0)

Ћегенда дл€ оперши ќписание сериала Ћегенда дл€ оперши: ¬нешне она очень привлекательна€ молода...

¬ерещагин: послание человечеству - (0)

¬ерещагин: послание человечеству ƒес€ть самых страшных картин художника –ассказывать о ¬а...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбща€
ќбща€
00:15 21.02.2011
‘отографий: 26

 -¬идео

 -я - фотограф

 луб по интересам Ц ’онда

 -

пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљпњљ
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљпњљ
¬© пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Clara_C

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.04.2008
«аписей: 19313
 омментариев: 6742
Ќаписано: 33589



¬ерещагин: послание человечеству

¬оскресенье, 10 ћа€ 2020 г. 12:11 + в цитатник
÷итата сообщени€ liudmila_leto ¬ерещагин: послание человечеству

ƒес€ть самых страшных картин художника

–ассказывать о ¬асилии ¬асильевиче ¬ерещагине (1842Ч1904) сложно: слишком он многогранен как личность, многозначен как творец.
»мператор јлександр III увидел его картины и сказал: ЂЕлибо ¬ерещагин скотина, или совершенно помешанный человекї. –епин писал о нем: Ђэто действительно богатырьї.

’удожник, писатель, философ, историк, репортер, этнограф, бунтарь и пацифист Ч все эти части себ€ ¬ерещагин воплотил в картинах: батальных полотнах, зарисовках из жизни простого народа, пейзажах из путешествий и поразительно живых портретах.

¬асилий ¬ерещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. » он написал Ч красками на холстах. ¬ его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. «ато много такой войны, о которой не прин€то говорить. —ам художник как-то сказал: Ђя задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. ‘акты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себ€ї.

—егодн€ творческое послание ¬ерещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становитс€ не по себе.
«десь представлены дес€ть самых страшных картин и рассказ, как правильно их Ђчитатьї.

Ђѕредставл€ют трофеиї
1872 г. ’олст, масло. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€.
÷икл Ђ¬арварыї, “уркестанска€ сери€


»з€щные восточные колонны, залитый солнцем внутренний двор, нар€дные одежды собравшихс€ Ч что ужасного в этой картине? —ама суть происход€щего. ¬ недавнем сражении солдаты эмира продемонстрировали отвагу и доблесть. ќни только что прибыли ко двору с ценным трофеем. ”вы, это не золото и не захваченные знамена: у ног восточного владыки в кучу свалены отрезанные головы Ђневерныхї Ч русских солдат, проигравших в битве. ѕотемневшие лица в запекшейс€ крови, отвратительна€ вонь разложени€, от которой собравшиес€ прикрываютс€ рукавами халатов, Ч так выгл€дит сладка€ победа. “акова минута славы армии-победител€. ќдна из голов подкатилась к ноге эмира, и он задумчиво разгл€дывает лицо мертвого врага.  артина Ђѕредставл€ют трофеиї вошла в цикл Ђ¬арварыї, который ¬ерещагин написал после возвращени€ из “уркестана, когда бухарский эмир объ€вил –оссии джихад Ч св€щенную войну. Ќо может ли война быть св€щенной, когда под твоими ногами отрезанные головы?


Ђ“оржествуютї
1872 г. ’олст, масло.√осударственна€ “реть€ковска€ галере€.
÷икл Ђ¬арварыї, “уркестанска€ сери€


Ќа площади перед величественным медресе Ўердор в —амарканде собралась толпа. ќдетый в белое мулла в центре читает проповедь. Ћюди празднуют, но что? ќтвет становитс€ очевидным, если пригл€детьс€ получше. Ќа шестах торчат головы солдат Ч почетный трофей армии эмира, выставленный на всеобщее обозрение. »х можно было бы совсем не заметить на фоне разноцветных орнаментов, залитых €рким солнцем. » все же они здесь, наблюдают за толпой, котора€ пиршествует буквально на кост€х. Ќа раме надпись: Ђ“ак повелевает Ѕог! Ќет Ѕога, кроме Ѕогаї.


Ђѕодавление индийского восстани€ англичанамиї
1884 г. ћестонахождение неизвестно.
—ери€ Ђ“ри казниї

03_vereshagin (700x481, 318Kb)

Ёта утер€нна€ картина имеет традиционную трактовку: английские солдаты казн€т повстанцев во времена борьбы »ндии за независимость от Ѕританской империи.   дулу пушек прив€заны м€тежники. ¬от-вот раздастс€ залп и несчастных разнесет на куски.  азнь, котора€ называлась Ђдь€вольский ветерї, была жестока не только в физическом смысле. ƒл€ глубоко религиозного населени€ »ндии страшнее, чем смерть, было Ђпредстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членовї. —ложно придумать более унизительную расправу, учитыва€ и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. ѕосле того как ¬ерещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. ќднако свою идею он передал точно: колониальна€ война, как и люба€ друга€, делает из одних Ч хоз€ев, а из других Ч рабов.


ЂЌа Ўипке все спокойної, триптих
1878Ц1879 гг. ’олст, масло. „астные коллекции,  остромской государственный объединенный художественный музей.
Ѕалканска€ сери€

04_vereshagin (700x329, 239Kb)

“ри картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни р€дового солдата в период –усско-турецкой войны (1877Ц1878). Ќесмотр€ на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Ўипкинском перевале: на третьей картине от него остаетс€ лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка.  ажетс€, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Ётот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали насто€щее положение дел. ¬ойна здесь Ч не в прекрасных батальных сценах и глазах, гор€щих героизмом, а в непростительной беспечности командиров, которым дела нет до своих людей. –усские солдаты, охран€вшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. „асто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. «а период с сент€бр€ по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из стро€ ранеными и убитыми, а больше 9000 Ч больными. Ќо разве генералам было до этого дело? ЂЌа Ўипке все спокойної, Ч регул€рно рапортовали командиры в столицу.


ЂЎипка Ч Ўейново. —кобелев под Ўипкойї
1878Ц1879 гг. ’олст, масло. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€.
Ѕалканска€ сери€

05_vereshagin (700x352, 311Kb)

—ражение за Ўипкинский перевал произошло 9 €нвар€ 1878 года и принесло русской армии долгожданную победу. Ќаконец закончилась изнурительна€ оборона, и пришло врем€ геро€м ликовать. √енерал —кобелев объезжает шеренги выживших с поздравлени€ми, и солдаты радостно подбрасывают в воздух шапки. –езво скачет белый конь, развеваетс€ победное знам€. “олько кака€ цена у этой победы? ¬еселье и радость победителей не так важны, раз на переднем плане оказались дес€тки окровавленных и изувеченных тел Ч русских и турецких солдат. ¬ отличие от собратьев, они навсегда останутс€ в снегах под Ўипкой. Ёто полотно ¬ерещагина вошло в Ѕалканскую серию, посв€щенную событи€м –усско-турецкой войны. —вою работу над циклом он описывал так: Ђ¬озьмешьс€ писать, разрыдаешьс€, бросишь... «а слезами ничего не видно...ї


Ђѕеред атакой. ѕод ѕлевнойї
1881 г. ’олст, масло. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€.

06_vereshagin (700x306, 317Kb)

 омандование отдало приказ о штурме ѕлевны. ¬ойско готово начать наступление. »мператор јлександр II вгл€дываетс€ вдаль, адъютанты рассматривают врага в бинокль.  ак ни парадоксально, командиры почти никогда не участвуют в сражении. ќни только отдают приказы, посыла€ на смерть простых людей. Ќа этой картине ¬ерещагина руководители армии даже не могут толком разгл€деть происход€щее. ќни визуально отделены от войска и выгл€дывают Ђиз-за углаї. ¬ день атаки император наблюдал за сражением с Ђзакусочной горыї Ч холма, где он со штабом отмечал именины и поднимал бокалы шампанского Ђза здоровье тех, которые там теперь дерутс€ї. ѕосле битвы художник возвращалс€ к этому месту: Ђ¬езде вал€ютс€ груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. “олько на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там вал€ютс€ пробки и осколки бутылок шампанского Ч без шутокї.


Ђѕосле атаки. ѕерев€зочный пункт под ѕлевнойї
1878Ц1881 гг. ’олст, масло. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€.
Ѕалканска€ сери€

07_vereshagin (700x310, 296Kb)

“ретий штурм ѕлевны обернулс€ полным провалом Ч русска€ арми€ потер€ла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. ¬ сражении погиб и —ергей ¬ерещагин Ч родной брат художника. ¬асилий долго бродил среди разлагающихс€ тел погибших, стара€сь его отыскать, и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. ’удожник вспоминал о дн€х после сражени€: Ђ„исло раненых было так велико, что превзошло все ожидани€. ¬се, что заготовлено, оказалось недостаточным. <...>  аждый из докторов работал за двоих, сестры милосерди€ оказали невознаградимые услуги в эти дни, и, несмотр€ на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перев€зки и без пищи.  огда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрытьс€ всем было негдеї. ћногочасовые страдани€, боль, агони€ и часто т€жела€ смерть Ч цена, которую нужно заплатить любой войне, ради чего бы она ни велась.


Ђѕобедителиї
1878Ц1879 гг. ’олст, масло.  иевский национальный музей русского искусства.
Ѕалканска€ сери€

08_vereshagin (700x420, 367Kb)

≈ще одна картина о –усско-турецкой войне изображает финал битвы под “елишем, когда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк. —нова на холсте тела погибших и немногочисленные выжившие. Ќо ужас этой картины не в унесенных смертью жертвах. ”жасна бесчеловечность тех, кто осталс€ жить. ѕобедители-турки рыщут по карманам убитых Ч вдруг найдетс€ что-то ценное? “ут же ст€гивают с еще теплых тел мундиры и сапоги и весело хохочут, забира€ в плен одного из уцелевших. ¬ойна шокирует и замыливает глаз, и в какой-то момент жестокие поступки перестают казатьс€ противоестественными. ¬ерещагин показывает неуважение к погибшим Ч пусть и врагам, но таким же люд€м, у которых дома остались дети и семьи.


Ђѕобежденные. ѕанихидаї
1879 г. ’олст, масло.√осударственна€ “реть€ковска€ галере€

09_vereshagin (700x415, 343Kb)

ѕосле окончани€ штурма ѕлевны и –усско-турецкой войны ¬ерещагин написал: ЂЌе могу выразить т€жесть впечатлени€, выносимого при объезде полей сражени€ в Ѕолгарии. ¬ особенности холмы, окружающие ѕлевну, дав€т воспоминани€ми Ч это сплошные массы крестов, пам€тников, еще крестов и крестов без концаї. Ќа картине Ђѕанихидаї война изображена как всепоглощающа€ смерть. Ѕледно-желтое поле до самого горизонта усе€но телами, и нет им конца и кра€. ƒве мрачные фигуры св€щенника и командира, совершающие панихиду, Ч единственное живое, что здесь есть. Ќебо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставл€ющей раз за разом, из поколени€ в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.


Ђјпофеоз войныї
1871 г. ’олст, масло. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€

10_vereshagin (700x439, 435Kb)

ѕожалуй, это самое известное полотно художника, которое венчает его творчество. Ќа картине раскаленна€ пустын€, выжженный фруктовый сад, руины города Ч все, что осталось от некогда цветущего кра€. —та€ стерв€тников кружитс€ над этим кладбищем в поисках добычи. ¬ерещагин прекрасно знал человеческую анатомию и старательно выписал каждый череп в огромной пирамиде. Ёти останки принадлежат не только солдатам: здесь и старики, и женщины, и дети. ј значит, война касаетс€ всех. » уничтожает Ч всех. Ёта работа Ч нравственна€ проповедь всем живущим и апофеоз философии ¬ерещагина. Ќа раме адресна€ надпись: Ђѕосв€щаетс€ всем великим завоевател€м Ч прошедшим, насто€щим и будущимї.

¬ерещагин ненавидел войну, хот€ всю жизнь самоотверженно писал только ее. ќн погиб, дела€ зарисовки очередного сражени€ во врем€ морского столкновени€ –оссии и японии.
ќ своем творчестве он писал: Ђ—уществует немало других предметов, которые € изображал бы с гораздо большей охотой. я всю свою жизнь гор€чо любил и хотел писать солнцеї.

https://vtbrussia.ru/culture/rm/vereshchagin-poslanie-chelovechestvu/
https://vtbrussia.ru/culture/gtg/vereshchagin-glavnoe/
–убрики:  вс€ка€_вс€чина
истори€
искусство
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку