-÷итатник

✨ ќни снимали его полотна со своих вернисажей - (1)

✨ ќни снимали его полотна со своих вернисажей ѕочему передвижники открещивались от художни...

¬я«јЌ»≈ »ƒ≈јЋ№Ќќ√ќ ќ ј“ј –” ј¬ј - (0)

¬€зание идеального оката рукава »сточник https://www.diyideas.ru/14262.html ...

Ѕританский музей / the British Museum | Ћондон, ¬еликобритани€ - (0)

Ѕританский музей / the British Museum | Ћондон, ¬еликобритани€     √ла...

заговор на удачу в работе - (0)

заговор на удачу в работе √осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, ѕомилуй нас на ныне, на века, на ...

—ама€ покорна€ и безвольна€ дочь ѕавла I стала королевой - (0)

—ама€ покорна€ и безвольна€ дочь ѕавла I стала королевой  огда у ѕавла ѕетровича и его же...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбща€
ќбща€
00:15 21.02.2011
‘отографий: 26

 -¬идео

 -я - фотограф

 луб по интересам Ц ’онда

 -

пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљпњљ
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљпњљ
¬© пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Clara_C

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 58) ÷арство_ улинарии For_the_diary town_of_art ћƒ— про_искусство ќсобенные_јватарки ћой_любимый_ –ќЋ»  ћо€_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_—јћќ_—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ јрт_ алейдоскоп ¬сем_¬кусно дл€_милых_девушек _ѕ_»_ј_–_ Ќяшные_штучки ¬етеринарный_кабинет  ”Ћ»Ќј–Ќјя_ѕјЋ»“–ј BeautyMania ћир_леса –адуга_женственности √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… ’о„уЌића√” ќбречены_на_—частье рецепты_красоты_и_здоровь€ ”сы_лапы_и_хвост ќ—≈Ќ№_и_«»ћј  ошколюбам  артинки_дл€_днева јниме_галере€ √отические_фотки ќбмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide јстреа MY_HIT —обаководы_–оссии JMusic Ўкола_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Ќайди_ѕ„ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты —истемно-векторна€_психологи€ Ёто_—мешно -HochuVseZnat- »скусство_звука “олько_дл€_женщин Frondam Israel kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 21) axeeffect_ru little_anime_house _ѕрќс“о_ƒля_¬а—_ Quotation_collection Art_Factory √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… Art_Avenue јвто-Ћюбитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt –елакс_и_вдохновение ru_garfield —истемно-векторна€_психологи€ ћир_клипарта ќ_—амом_»нтересном kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.04.2008
«аписей: 18239
 омментариев: 6715
Ќаписано: 32474



✨ ќни снимали его полотна со своих вернисажей

ѕонедельник, 23 ћарта 2020 г. 13:51 + в цитатник
÷итата сообщени€ Dmitry_Shvarts ✨ ќни снимали его полотна со своих вернисажей

ѕочему передвижники открещивались от художника Ќикола€ Ѕодаревского и снимали его полотна со своих вернисажей

ѕередвижники - особа€ каста русских художников, оставивших после себ€ ценнейшее наследие в сокровищнице мирового искусства.  то не помнит имена самых выдающихс€ из них. Ќо, сегодн€ хотелось бы вспомнить забытое им€ передвижника, которого коллеги по цеху считали совершенно чужим в своей среде. », будь вол€ некоторых из них, быть одаренному портретисту Ѕодаревскому Ќиколаю  орнилиевичу изгнанному из товарищества. «а что попал в опалу к своим коллегам и, почему те не могли исключить "нерадивого" художника из своих р€дов - далее, в обзоре. 


Ќа рубеже 19-20 столетий Ќиколай Ѕодаревский относилс€ к очень востребованным художникам. ≈го картины тиражами воспроизводились на эстампах и открытках. ” мастера-портретиста не было отбо€ от заказчиков. “ем не менее, многие передвижники хотели бы указать ему на дверь своего “оварищества. ќни не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды, а сам Ѕодаревский так и не порвал с ними, остава€сь членом “оварищества вплоть до 1918 года. »менно с того времени было приложено немало усилий, чтобы его им€ было забыто, хот€ некоторые его работы хорошо известны и сейчас, правда, иногда без авторства.

Ћюбимчик. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

Ћюбимчик. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


¬ чем была причина такого разногласи€ и непри€зни в среде творческих людей, спросите вы? ѕо прошествии столети€, с точки зрени€ современного как зрител€, так и критика это покажетс€ таким несущественным и даже смешным, но тогда такое противосто€ние было делом чести, а иногда дело доходило до того, что картины Ѕодаевского буквально с боем снимали с экспозиций непосредственно перед открыти€ми выставок.

“ак все же, в чем была вина художника и чем были нехороши его работы?

Ќемного из биографии опального художника


Ќиколай  орнилиевич Ѕодаревский.

Ќиколай  орнилиевич Ѕодаревский.


Ќиколай  орнилиевич Ѕодаревский родилс€ в 1850 году в ќдессе в двор€нской семье, считавшей себ€ потомками рода молдавских господарей „егодар-Ѕодарескул. Ќевзира€ на родословную, жили Ѕодаревские весьма скромно - отец служил обычным чиновником, занима€ невысокий чин - титул€рного советника. “алант к рисованию у сына про€вилс€ рано, и родители вс€чески стремились развить у мальчика художественные способности. ѕоэтому свое первое художественное образование Ќиколай получил в ќдесской рисовальной школе ќбщества поощрени€ из€щных искусств.

Ђ—уд над апостолом ѕавломї. (1875 год). ’олст, масло. «акарпатский художественный музей. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

«—уд над апостолом ѕавлом». (1875 год). ’олст, масло. «акарпатский художественный музей. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ј 19-летним юношей Ѕодаревский поступил в ѕетербургскую »мператорскую јкадемию художеств, где про€вил себ€ одним из лучших студентов. ¬ 1873 году он удостоилс€ двух золотых медалей за картину "ƒавид играет на гусл€х перед —аулом", а в 1875-м получил звание классного художника 1-й степени по исторической живописи за полотно "јпостол ѕавел объ€сн€ет догматы веры перед царем јгриппой".

Ђяблочный спас в ћалороссииї. (1921 год). ’олст, масло. ќмский областной музей.  јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

«яблочный спас в ћалороссии». (1921 год). ’олст, масло. ќмский областной музей. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


¬ 1880 году талантливый юноша примыкает к передвижникам и начинает выставл€ть свои полотна на ѕередвижных экспозици€х. ѕревосходно зарекомендовав себ€, в 1884 году становитс€ официальным членом “оварищества ѕередвижных художественных выставок.  арьера живописца начала стремительно развиватьс€ и в 1908 году Ѕодаревскому присваивают звание академика, а в 1913-м состо€лась его персональна€ выставка в ѕетербурге.

¬ лесной чаще. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

¬ лесной чаще. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


 ак уже говорилось выше, “овариществу передвижников Ѕодаревский оставалс€ верен до 1918 года. ’от€ со многими коллегами по "передвижному цеху" уже много лет у него не складывались рабочие отношени€. Ќашего геро€ кардинально отличали и взгл€ды на искусство, и идеологическое содержание его картин, и сам подход к живописи, что определило воспри€тие его творчества в узком кругу, а позже, во всем художественном сообществе. Ќо больше всего он раздражал некоторых коллег своей незаур€дной внешностью и нестандартным поведением.

Ђјвтор и модельї, (1912 год). јвтопортрет художника за работой. ’олст, масло. „астное собрание. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

«јвтор и модель», (1912 год). јвтопортрет художника за работой. ’олст, масло. „астное собрание. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


"¬ысокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица Ѕодаревский строил из себ€ художника-барина какой-то высшей марки. Ќеобычайно напыщенный и салонный тон, французска€ речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотр€ на довольно значительный заработок, посто€нна€ задолженность... ƒа и затеи его были нелепы: строил себе дом-виллу под ќдессой какого-то бестолкового стил€, счита€ его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. ¬о всем был сумбур и художественна€ пошлость." - так он был охарактеризован в воспоминани€х “. Ћ. ўепкиной- уперник.

Ќа свидании. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

Ќа свидании. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ћногие передвижники видели в нем мастера, специализировавшегос€ лишь на женских портретах и порнографических "ню", причем безбожно идеализированных. —читалось также, что его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. ј портреты вли€тельных особ, среди которых была и сама императрица јлександра ‘едоровна, безмерно приукрашенными и льстивыми.

Ђ«а книгойї, (1905), картон, масло Ч частное собрание. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

««а книгой», (1905), картон, масло — частное собрание. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


—реди коллег главным оппонентом Ќикола€  орнилиевича был ≈фим ¬олков, среднего таланта пейзажист, нынче абсолютно забытый. ќдин вид Ѕодаревского вызывал у него лютую ненависть, и он не упускал случа€ довести инцидент до драки. "¬ыставка не открывалась без того, чтобы ¬олков не поссорилс€ с Ѕодаревским, и очень крупно. ƒоходило дело до того, что некоторые иногда опасались: не подерутс€ ли ¬олков с Ѕодаревским",- из воспоминаний одного из передвижников.

¬олков, ≈фим ≈фимович - художник-передвижник.

¬олков, ≈фим ≈фимович - художник-передвижник.


ѕричем инициатором побоищ, как правило, выступал ¬олков. ќн, говор€ в лицо Ѕодаревскому откровенные, крайне обидные дл€ авторского самолюби€ слова, приказывал рабочим снимать непозволительные по уставу товарищества картины, которые разительно выпадали из общего р€да экспозиции. », разумеетс€, что накаленна€ атмосфера разр€жалась грозой, доходившей зачастую до кулачных поединков.

ѕортрет дамы в сиреневом.  јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ѕортрет дамы в сиреневом. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


„то интересно, на стороне ¬олкова было большинство передвижников. ѕо их мнению, практически каждый раз, готов€ экспозицию “ѕ’¬, картины нашего геро€ - большие, €ркие и "крикливые", портили всю физиономию предсто€щей выставки. » однажды члены товарищества обратились к –епину, как к наиболее чтимому и авторитетному члену общества, с просьбой очистить выставку от картин Ѕодаревского. –епин очень огорчилс€ и попыталс€ утихомирить бунтарей: " ќ, о, о... нельз€ же... как-то нужно... по-товарищески... ƒа бог с ним — пусть висит!" ¬се кое-как угомонились, а на следующий день, дела€ последний обход перед вернисажем, –епин не выдержал: подошел к Ѕодаревскому и, дернув его за рукав, умол€ющим тоном сказал: "Ќиколай  орнилиевич! ”берите, не сердитесь, уберите... ѕортит все... и портит вам!"

ѕейзажна€ живопись от Ќикола€ Ѕодаревского.

ѕейзажна€ живопись от Ќикола€ Ѕодаревского.


—праведливости ради, необходимо отметить, что у Ѕодаревского, как художника, был широчайший творческий диапазон - он в равной степени превосходно писал полотна на историческую и религиозную тематику, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сцены и пикантные "ню"... ќн не замыкалс€ в узких рамках какого-либо жанра, посто€нно развивалс€ и совершенствовалс€. ќднако некоторым его коллегам менее талантливым и менее удачливым такой размах казалс€ непосто€нством, не позвол€ющим оттачивать мастерство в рамках определенного направлени€.

—олнечные ванны. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

—олнечные ванны. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


Ќо самой ключевой претензией к творчеству художника была - тематика. ѕередвижники, следу€ правилам, старались запечатлевать "подлинную жизнь" простого народа, которую зачастую видели в изображении бедных кресть€н, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках. ѕоэтому сцена на пл€же Ѕодаревского, где мать и малыш принимают солнечные ванны, жизненной им абсолютно не казалась.   слову сказать, у Ѕодаревского даже кресть€не выгл€дели вполне довольными жизнью, пели и пл€сали ("ћалороссийска€ свадьба"). Ќекоторые коллеги хот€ и признавали, что тематика подобных работ в целом совпадала с направлени€ми и цел€ми передвижных выставок, однако страшно критиковали художника за отсутствие на его полотнах социальной остроты.

ƒевушка с розой. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ƒевушка с розой. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ј когда художника угораздило написать девочку с кошкой и девушку с цветком, это было восприн€то “овариществом за эталон пошлости и смертный, непростительный грех дл€ передвижника. Ётой кошкой Ќиколай  орнильевич практически подписал себе "приговор"... Ќо, он был старым членом “оварищества передвижников, и отделатьс€ от него было весьма затруднительно. ”став сообщества не предполагал исключение из членства за несоответствие художественных средств и приемов в творчестве.

ƒевочка с кошкой. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ƒевочка с кошкой. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


“ак и осталс€ художник Ѕодаревский т€жким крестом дл€ передвижников. "...¬ молодости подававший надежды как живописец и отмеченный  рамским, он был избран членом “оварищества, но скоро как-то распустилс€, перевел все на деньги. ≈го портреты нравились буржуазному обществу, главным образом, дамам. ќн до иллюзии точно выписывал модные плать€, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угожда€ вкусам заказчиков..."

ќднако после революции художник перебралс€ в родную ќдессу, тем самым отстранившись от товарищества. ¬ 1921 году Ќиколай Ѕодаревский на 71 году жизни умер, а в 1923-м распалось и само передвижничество.

–еальный взгл€д на творчество Ѕодаревского, спуст€ целый век


ƒевочка из ћалороссии. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ƒевочка из ћалороссии. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ѕо прошествии века, гл€д€ на творчество гонимого мастера глазами современного человека, все же хотелось бы подвести черту под вышесказанным.

Ѕодаревский - великолепный портретист



—праведливости ради нужно отметить, что портреты Ѕодаревского отличались большим сходством с моделью, цветовой гармонией и свободной манерой письма, что в полной мере замен€ло отсутствие глубокой психологической характеристики. »менно этот подход к портретной живописи и привлекал заказчиков к кисти Ѕодаревского.

ѕортрет императрицы јлександры ‘едоровны. (1907 год). јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ѕортрет императрицы јлександры ‘едоровны. (1907 год). јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


  тому же в них весьма сложно заметить стремление автора приукрасить и омолодить модель, сделав из нее "куколку". ¬з€ть хот€ бы известный портрет императрицы јлександры ‘едоровны 1907 года - с недавнего времени его часто воспроизвод€т, как правило, без указани€ автора. »мператрица на портрете красива, величественна, но художник не скрыл ни первых следов ув€дани€, ни отсутстви€ улыбки, ни вечной боли в глазах. », заметьте, никакой лести.

ѕортрет ћаргариты  ирилловны ћорозовой, (1897 год). јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ѕортрет ћаргариты  ирилловны ћорозовой, (1897 год). јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


“о же самое можно увидеть и на других портретах. ѕризнанна€ московска€ красавица и миллионерша ћаргарита ћорозова у Ѕогдаевского выгл€дит менее привлекательной, нежели на портретах других художников, у —ерова, например, или на фотографи€х. «десь мы видим образ не пустой, ограниченной кокетки, а женщины с глубоким внутренним миром и весьма серьезными интересами. ¬ действительности ћорозова увлекалась философией и была одной из основательниц –елигиозно-‘илософского общества. ¬ свое врем€ она собрала вокруг себ€ интеллектуальную элиту ћосквы.

ѕортрет императрицы јлександры ‘едоровны. (1907 год). јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ѕортрет императрицы јлександры ‘едоровны. (1907 год). јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ѕортрет ќ.‘. Ѕурышкиной. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ѕортрет ќ.‘. Ѕурышкиной. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


 н€гин€ √агарина. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

 н€гин€ √агарина. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


Ѕодаревский - монументалист


Ѕодаревский также €вл€етс€ автором большого монументального проекта, а именно уникальных мозаичных композиций, которыми оформлен храм —паса на  рови, возведенный на месте, где император јлександр II получил смертельное ранение от руки террориста.

ћозаичные панно,<br>созданные по эскизам Ќ. Ѕодаревского в храме —паса на  рови.

ћозаичные панно,
созданные по эскизам Ќ. Ѕодаревского в храме —паса на  рови.


ћозаичные панно, созданные по эскизам Ќ. Ѕодаревского в храме —паса на  рови.

ћозаичные панно, созданные по эскизам Ќ. Ѕодаревского в храме —паса на  рови.


» еще один проект, воплощенный художником, хорошо знаком многим, но, оп€ть же без авторства. ¬ 1889 году художник получил заказ от директора ћосковской государственной консерватории ¬. ». —афонова на четырнадцать портретов выдающихс€ композиторов, дл€ украшени€ Ѕольшого концертного зала на 1700 мест.   открытию в марте 1901 года, портреты были закончены. ¬ средине прошлого века некоторые из них пострадали, но отреставрированы и до сих пор €вл€ютс€ украшением консерватории.

Ѕольшой зал ћосковской консерватории. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

Ѕольшой зал ћосковской консерватории. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ѕортреты выдающихс€ композиторов в Ѕольшом зале ћосковской консерватории. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.

ѕортреты выдающихс€ композиторов в Ѕольшом зале ћосковской консерватории. јвтор: Ќиколай Ѕодаревский.


ѕикантное "ню" Ќикола€ Ѕодаревского


», наконец, самое главное, о чем нужно сказать. ¬ы очень удивитесь, узнав, что то, в чем злобно и бескомпромиссно обвин€ли коллеги художника, как "спустившегос€ до уровн€ порнографии" - было всего лишь довольно скромным по сегодн€шним меркам "ню", без которых нынче обходитс€ редкий художник.   слову сказать, таких "порнографических" работ у Ѕодаревского было совсем немного.

≈ще одна претензи€, которую выдвигали художнику заключалась в том, что его стиль посто€нно "заносило": от академизма к модернизму и от реализма к нео-классицизму... ј ведь это поистине здорово, что мастер свободно владел различными стил€ми и приемами живописи! „то здесь криминального?

ƒумаетс€, что сегодн€ многие открыли дл€ себ€ не только удивительный многогранный талант художника Ќикола€ Ѕодаревского, но и получили прекрасную возможность проанализировать и узнать о нравах и разногласи€х в художественной среде людей искусства прошлого века.

_____________________________________________________

 kulturologia.ru  

–убрики:  Ќовости ƒн€
истори€
искусство
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку