-÷итатник

—ама€ покорна€ и безвольна€ дочь ѕавла I стала королевой - (0)

—ама€ покорна€ и безвольна€ дочь ѕавла I стала королевой  огда у ѕавла ѕетровича и его же...

» ѕ”—“џЌя ћќ∆≈“ Ѕџ“№  –ј—»¬јя - (0)

» ѕ”—“џЌя ћќ∆≈“ Ѕџ“№  –ј—»¬јя ♱ƒеда-еу♱ ...

ћилые деревенские пейзажи Laura Berry,  анада - (0)

ћилые деревенские пейзажи Laura Berry,  анада Laura Berry-современна€ канадска€ художница. ...

¬€зание крючком - ‘илейное в€зание крючком - ‘илейное платье по мотивам плать€ "—ухоцветы от ¬алентино" - (0)

¬€зание крючком - ‘илейное в€зание крючком - ‘илейное платье по мотивам плать€ "—ухоцветы от ¬аленти...

∆акет крючком Ђ„айна€ розаї - (0)

∆акет крючком Ђ„айна€ розаї

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбща€
ќбща€
00:15 21.02.2011
‘отографий: 26

 -¬идео

 -я - фотограф

 луб по интересам Ц ’онда

 -

пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљпњљ
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљпњљ
¬© пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Clara_C

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 57) For_the_diary town_of_art ћƒ— про_искусство ќсобенные_јватарки ћой_любимый_ –ќЋ»  ћо€_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_—јћќ_—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ јрт_ алейдоскоп ¬сем_¬кусно дл€_милых_девушек _ѕ_»_ј_–_ Ќяшные_штучки ¬етеринарный_кабинет  ”Ћ»Ќј–Ќјя_ѕјЋ»“–ј BeautyMania ÷арство_ улинарии ћир_леса –адуга_женственности √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… ’о„уЌића√” ќбречены_на_—частье рецепты_красоты_и_здоровь€ ”сы_лапы_и_хвост ќ—≈Ќ№_и_«»ћј  ошколюбам  артинки_дл€_днева јниме_галере€ √отические_фотки ќбмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide јстреа MY_HIT —обаководы_–оссии JMusic Ўкола_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Ќайди_ѕ„ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты —истемно-векторна€_психологи€ Ёто_—мешно -HochuVseZnat- »скусство_звука “олько_дл€_женщин Israel kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 21) axeeffect_ru little_anime_house _ѕрќс“о_ƒля_¬а—_ Quotation_collection Art_Factory √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… Art_Avenue јвто-Ћюбитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt –елакс_и_вдохновение ru_garfield —истемно-векторна€_психологи€ ћир_клипарта ќ_—амом_»нтересном kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.04.2008
«аписей: 18114
 омментариев: 6659
Ќаписано: 32289


“омас √ейнсборо (1727Ч1788)

—уббота, 08 ‘еврал€ 2020 г. 22:54 + в цитатник

"“омас √ейнсборо. ƒес€ть историй из жизни главного британского художника XVIII века"

јвтор: Ќаталь€ »гнатова

”видев впервые картины английского художника “омаса √ейнсборо (1727—1788), вы, скорее всего, запомните их навсегда.

Ѕезусловна€ красота исполнени€ и воздушность передаваемых текстур создают ощущение, что на его портретах изображены герои сказок или театральных постановок, а пейзажи «описывают» самую уютную местность на свете.

≈го искусство сформировалось в јнглии — в период заката «пышного» барочного стил€, когда в моду стало входить более реалистичное искусство. ѕри этом стиль √ейнсборо особенный.

ќн представл€ет собой квинтэссенцию одновременно роскоши, легкости, исторической точности и, как бы неожиданно это ни показалось, музыкальности.

 

јвтопортрет, ок. 1759 года

—емь€

“омас √ейнсборо родилс€ в крошечном городке —адбери, что в восточной части јнглии. ќн был самым младшим, дев€тым ребенком в семье. ≈го отец — ƒжон √ейнсборо — торговал сукном, сделанным на дому пр€хами и ткачами, и владел городской монополией на изготовление саванов (одежды дл€ усопших). ѕериодически ему приходилось совершать довольно дальние деловые поездки в материковую часть ≈вропы — во ‘ранцию и √олландию.

Ѕиограф “омаса √ейнсборо, ”иль€м ‘улхер, отмечал находчивость ƒжона, который посто€нно пыталс€ извлекать дополнительные, зачастую не совсем легальные доходы от своей де€тельности.  ак-то раз таможенники получили сведени€ о том, что в повозке √ейнсборо через границу под покровом ночи провозитс€ контрабандна€ водка. ѕровер€вший воз военный уточнил, что находитс€ в багаже ƒжона. Ќа что тот — со словами «—ейчас € вам покажу!» — выхватил саван и… завернулс€ в него с головой. Ўокированные этой сценой таможенники вынуждены были спешно ретироватьс€.

¬прочем, торговл€ не всегда приносила желаемую прибыль.  ак отмечают современники, ƒжон обладал м€гким характером и часто прощал должников, что в итоге привело его к банкротству.

ћать √ейнсборо — —юзанна — увлекалась живописью. ќсобенно хорошо у нее получалось писать цветы. ≈е работы не сохранились, но, суд€ по всему, именно она вдохновила “омаса на первые эксперименты с кистью и холстом.

«ѕортрет джентльмена с собакой в лесу», ок. 1746 года. ѕередано в ƒом-музей √ейнсборо (—аффолк) на долгосрочное хранение из частной коллекцииа

—обаки

“омасу √ейнсборо пришлось рано повзрослеть. ¬ 13 лет он отправл€етс€ в Ћондон с целью стать художником, посещает уроки рисовани€, начинает продавать пейзажи — и с этого времени уже обеспечивает себ€ самосто€тельно.

Ћюбопытный факт: несмотр€ на то что √ейнсборо был страстным поклонником пейзажной живописи, а прославилс€ и вошел в историю как талантливый портретист, одна из первых известных работ художника, выполненна€ в 1745 году, — это портрет бультерьера Ѕампера. Ќа обороте холста художник оставил надпись: ««амечательно умный пес».

√ейнсборо очень любил животных и был талантливым анималистом, в портретах его кисти часто можно увидеть р€дом с людьми собак, которые зачастую могут показатьс€ более характерными и выразительными, чем их хоз€ева.

 

јвтопортрет с женой ћаргарет и старшей дочерью ћэри, 1751 год

 

ƒорога через лес и мальчик с собакой

 

An officer of the 4th Regiment of Foot--null

—вадьба

¬ 19 лет √ейнсборо женилс€ на ћаргарет Ѕарр, незаконнорожденной дочери герцога Ѕофора, который закрепил за ней пожизненное наследство — 200 фунтов в год. ћолодые люди выбрали дл€ бракосочетани€ необычное место — ћейферскую часовню, знаменитую тем, что там венчали вступающих в брак против воли родителей. ¬еро€тно, семье “омаса не слишком нравилось проис¬хождение невестки.

¬ Ћувре хранитс€ автопортрет художника с супругой: перед нами галантна€ сцена, в которой юноша восхищенно смотрит на свою спутницу, одетую в нежно розовое платье.  артина выполнена в модном французском стиле рококо, когда в живописи было прин€то создавать атмосферу непринужденной романтики. —ледует отметить, что, по мнению современников художника, ћаргарет была неверо€тно хороша собой. ¬ браке у √ейнсборо родились две дочери, чьи портреты также сохранились.

 

«ƒорога с рынка», ок. 1767–1768 годов

’арактер

„аще всего художники по складу характера либо амбициозны и предрасположены к эпатажу, либо, наоборот, застенчивы, скромны и склонны к рефлексии. √ейнсборо относилс€ ко второму типу: не верил в свой талант до конца жизни, был придирчив к себе. ¬ начале карьеры богатых покровителей у “омаса не было, но благодар€ харизме и общительности он быстро обзавелс€ друзь€ми.  оллеги-художники, с которыми он встречалс€ на жизненном пути, высоко ценили его способности.

 

«ѕортрет —амюэл€ Ћинли», 1778 год, “омас √ейнсборо ©  артинна€ галере€ ƒалич, Ћондонд

¬прочем, жизнь в Ћондоне (с высокой конкуренцией среди живописцев) почти не приносила денег. » вскоре художник решает покинуть столицу. ≈го взгл€д устремлен в сторону небольших провинциальных городов, где, по мнению “омаса √ейнсборо, шансы на то, что его наконец-то замет€т, будут выше. “ак он оказалс€ в »псуиче, где среди торговцев шерстью и сельскохоз€йственными продуктами стал искать заказчиков дл€ своих работ.

 

«Ћесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и здани€ми вдали», ок. 1763–1767 годов

ћал€р

ƒенежный вопрос решилс€ далеко не сразу, об этом свидетельствует письмо, в котором художник красноречиво высказываетс€ по поводу своих текущих дел: «я заходил вчера к одному своему другу в надежде зан€ть денег, чтобы расплатитьс€ с вами, но из этого ничего не вышло. Ќо так как через неделю € кончу портрет адмирала, вы получите деньги... ќчень сожалею, что так случилось, вы же знаете, что мне не лучше вашего удаетс€ заработать, но, когда мне заплат€т, вы получите деньги в первую очередь».

ћожно себе представить, как он обрадовалс€, когда некий местный помещик, €кобы прослы¬шавший, что в городе по€вилс€ новый живописец, послал за ним слугу. ¬ дороге √ейнсборо размышл€л о предсто€щем заказе: что это будет, портрет или вид поместь€ (попул€рный заказ в то врем€)? »ли и то и другое? Ќа месте его ждал сюрприз: некий джентльмен распахнул окно, выход€щее на лужайку перед домом, и стал подсчитывать, сколько материала потребуетс€ дл€ окраски оконных рам и дверей. ’удожник пон€л, что его прин€ли за мал€ра и, не дослушав «заказчика», спешно покинул поместье.

 

«ѕортрет дамы в голубом», конец 1770-х — начало 1780-х годов, масло, холст. 76.5×63.5 см. √осударственный Ёрмитаж, –осси€

Ёто единственное полотно “омаса √ейнсборо в художественных музе€х –оссии. ¬опрос о прототипе €вл€етс€ дискуссионным. —огласно наиболее распространЄнной версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Ѕоскауэна Ёлизабет, в замужестве – герцогин€ де Ѕофор. ’ран€ща€с€ в Ёрмитаже «ƒама в голубом» - пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представлени€ о моде и красоте, характерные дл€ XVIII века

 

ѕортрет актрисы —ары —иддонс (1780)

“ехника живописи

 артины √ейнсборо привлекают своей уникальной техникой исполнени€, €рко выдел€вшей его на фоне коллег-современников.

—читаетс€, что манера такого воздушного письма сформировалась у художника еще в ранние годы.

—реди приемов “омаса √ейнсборо можно выделить его «фирменные». Ќапример, работу красками на холсте без нанесени€ предварительного эскиза, а также использование огромных кистей: длина некоторых могла достигать 6 футов — то есть около 180 см!  ак свидетельствует очевидцы, художник любил разводить краски в обычных кастрюл€х, что приводило в ужас его кухарку.

¬озможно, именно благодар€ этому и возникает ощущение непринужденности героев его картин.

Ётот эффект усиливаетс€ за счет смелого распределени€ световых п€тен: игра света на картинах √ейнсборо создает ощущение мимолетного, ускользающего на наших глазах мгновени€. “акой прием через два столети€ будут активно использовать и развивать в своих работах художники-импрессионисты.

»скусствовед ƒмитрий √уг отмечает:

" √ейнсборо сделал огромное количество рисунков, этюдов и зарисовок, посто€нно экспериментиру€ с разными типами бумаги и другими материалами, рисовал мелом, пером, акварелью.’удожник искал новые подходы и методы в живописи. –аботать √ейнсборо всегда начинал в затемнЄнном помещении, чтобы детали не отвлекали от композиции, а по мере готовности полотна впускал в мастерскую всЄ больше света. »менно свет стал главным «ноу-хау» √ейнсборо. ≈го пейзажи и портреты, органично вписанные в пейзаж, пронизаны особым, чисто английским ощущением света, сплавл€ющего предметы на картине в волшебное целое. "

 

ѕортрет миссис Ёлизабет Ўеридан

Ёлизабет Ўеридан, в девичестве Ћинли, обладала прекрасным голосом. —воим пением она очаровала весь театральный Ћондон.  роме того, она обладала несомненной красотой, из€ществом и оба€нием. ¬ нее влюбилс€ француз. –.Ѕ.Ўеридан и девушка тайком убегает с любимым во ‘ранцию. «десь Ёлизабет изображена еще не замужем, юна€ и хрупка€, на фоне пейзажа. Ќа ней светлое воздушно-розовое платье. ѕортрет очень лирический, светлый. ***

¬ то же врем€, несмотр€ на кажущуюс€ эфирность образов на портретах, их герои остаютс€ похожими на себ€. ¬от какое воспоминание о √ейнсборо оставил его друг ‘илип “икнесс (в то врем€ — начальник форта Ћангард в »псуиче), впервые побывав у художника в гост€х: «ћистер √ейнсборо прин€л мен€ в своей мастерской, где сто€ло несколько портретов, верно нарисованных, совершенно схожих, но жестко написанных... —реди них был и портрет покойного адмирала ¬ернона».

¬ другом письме современника √ейнсборо, ”иль€ма ”айтхэда, эти наблюдени€ подтверждаютс€: «” нас здесь гостит художник, он так схватывает сходство, как мне еще не приходилось видеть. ∆ивопись его грубовата€, но свободна€ и одухотворенна€. »м€ художника — √ейнсборо».

 

–ечной пейзаж с фигурами в лодке

„то касаетс€ пейзажей, то здесь √ейнсборо стремилс€ к реалистичности и поэтому редко возвращалс€ с прогулки с пустыми руками. Ќа улице он собирал пригл€нувшиес€ атрибуты, которые могли бы стать «модел€ми» дл€ его пейзажной живописи: подходило все — и корни, и камни, и мох. “ак в мастерской художника, при помощи всех возможных подручных средств, по€вл€лс€ мини-ландшафт изображаемой местности. –аботать √ейнсборо предпочитал ночью: по его мнению, «при искусственном свете все кажетс€ красивее, так как свет и тень ложатс€ более широко».

 

ѕортрет »оганна  ристиана Ѕаха, 1776 год

ћузыка

√ейнсборо был страстным поклонником музыки: обладал прекрасным слухом, «мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте», играл на фаготе, арфе и лютне, виоле да гамба. Ѕолее того, среди друзей √ейнсборо музыкантов было даже больше, чем художников, в их числе:  арл ‘ридрих јбель, младший сын »оганна —ебасть€на Ѕаха — »оганн  ристиан Ѕах, италь€нский композитор и скрипач-виртуоз ‘еличе де ƒжардини. Ѕлагодар€ таким выстроенным культурным св€з€м между художником и музыкантами по€вилась насто€ща€ галере€ великих музыкантов XVIII столети€ кисти √ейнсборо.

∆изнь в музыкальной атмосфере помогала художнику в живописи достигать гармонии тонов и их модул€ций. ѕутешеству€ по јнглии, √ейнсборо в каждом новом городе вступал в местное музыкальное сообщество, чтобы играть на любимой виоле да гамба и общатьс€.  омпозитор ”иль€м ƒжексон писал: «ѕрофессией √ейнсборо была живопись, а музыка развлечением; но иногда казалось, что именно музыка была его основным зан€тием, а живопись — утехой».

ќ том, что эти слова композитора не просто красива€ аллегори€, можно судить по этому отрывку из письма √ейнсборо ƒжексону:

«ћен€ тошнит от портретов, ужасно хочетс€ вз€ть свою виолу да гамба и удалитьс€ в какую-нибудь милую деревню, где € мог бы писать пейзажи и наслаждатьс€ последними годами жизни в покое и тишине. Ќо эти важные дамы, их чаепити€, танцульки, ловл€ мужей и прочее и прочее выман€т у мен€ обманом мой последний дес€ток лет. Ќо с этим ничего не поделаешь — вы это знаете, ƒжексон. Ќадо тащитьс€ дальше и радоватьс€ позв€киванию бубенчиков, но только, прокл€тие, € ненавижу, когда поднимают пыль, ненавижу хомут упр€жки, заставл€ющий придерживатьс€ все той же дороги, тогда как другие, не име€ и половины моего вкуса, едут в крытых экипажах, удобно выт€нув ноги, любу€сь зелеными деревь€ми и голубыми небесами. ¬се это чертовски т€жело. я утешаюсь тем, что у мен€ есть п€ть виол да гамба...»

 

«ƒиана и јктеон», ок. 1785-1788

ќфорты и что от них осталось

ѕомимо живописи √ейнсборо увлекалс€ гравированием — занималс€ им на прот€жении всей жизни, провод€ различные эксперименты с техникой. ¬ 1750-х он обучилс€ технике офорта, безукоризненно наносил изображение иглой, а вот в процессе травлени€ допускал ошибки. ¬ 1770-х √ейнсборо увлекс€ особыми техниками офорта — акватинтой и м€гким лаком. —южетами его офортов были пасторали или элегические сентиментальные мотивы. ¬се, что касалось гравировани€, художник создавал дл€ себ€ (дл€ своих творческих экспериментов), поэтому никому их не показывал, хот€ произведени€ были весьма самобытны и оригинальны.

јкватинта была изобретена во ‘ранции в конце 1760-х годов. ¬ основе ее лежит применение пористого грунта из смолистого порошка или, чаще, смолы, растворенной в спирту, который позднее испар€етс€. Ётот грунт после травлени€ дает массу точек ровного тона. »зображение создаетс€ последователь¬ным травлением, когда отдельные места прикрывают предохранитель¬ным лаком, а рисунок нанос€т с помощью кисти раствором сахара и туши — и про€вл€етс€ на доске при промывании водой. ѕоследний способ больше нравилс€ живописцам, и √ейнсборо чаще всего придерживалс€ именно его. ¬прочем, дл€ получени€ акватинтного зерна он примен€л и распыление.

—уд€ по всему (доподлинно это неизвестно), √ейнсборо никогда не имел собственного печатного станка и делал свои гравюры у кого-то из друзей. ѕосле его смерти известный торговец гравюрами ƒжон Ѕойделл сделал попытку издать его офорты, неудачно напечатав их серой и коричневой красками, да еще на синей бумаге. ƒоски были проданы на аукционе в 1803 году, из них сохранилось только одиннадцать.

 

ƒети

ќдна из самых сложных задач дл€ художника — создание детского портрета. “руднее всего передать непосредственность и измен€ющиес€ на глазах характер и внешность. Ќо √ейнсборо — один из немногих художников, которого смело можно назвать мастером детского портрета. Ќа его картинах дети выгл€д€т на свой возраст, что также больша€ редкость. »х нежность, особа€ детска€ выразительность, шаловливость и добра€ простота показаны корректно и психологически точно.

ƒочери художника с кошкой, 1756 год

 

«ћиссис Ёлизабет ћуди с сыновь€ми —амуилом и “омасом», “омас √ейнсборо, ок. 1779–1985 © Dulwich Picture Gallery, London

 

“омас √ейнсборо.« ћальчик в голубом» 1770. ’олст, масло. 177.8 x 112.1 см

«а свою жизнь мастер создал целый р€д замечательных портретов, но самым его известным считаетс€ трогательна€ и эмоциональна€ работа "ћальчик в голубом".

¬ качестве модели √ейнсборо пригласил мальчишку, сына торговца со скоб€ной лавки. »стори€ сохранила его им€ - ƒжонатан Ѕаттл.

Ќо разве скажешь, что перед зрителем небогатый мальчуган? Ќет. ∆ивописец нар€дил его в богатый аристократический костюм, переливающийс€ своей атласной тканью.  расива€ поза, горда€ осанка - и вот черты сына торговца стали приобретать холЄность, а поза двор€нское благородство. Ћишь очаровательный рум€нец и простота во взгл€де выдают в нЄм бесхитростного ребЄнка.

»звестно, что в разные периоды творчества √ейнсборо увлекалс€ различными предшественниками от мира искусства.

¬ этой работе €вственно читаетс€ след јнтониса ван ƒейка.
√ейнсборо лишает портрет нарочитой парадности - непринуждЄнна€ поза, живое выражение на лице, всЄ это придаЄт работе эмоциональность и очарование.

√лавна€ красота картины, конечно же, в колористическом исполнении. «десь мастер использует свой излюбленный приЄм, а именно растворение одного цвета в другом. Ќа генеральный тон автор аккуратными мазками накладывает цвет отличающейс€ по тону, оттого фактура получаетс€ текучей и переливающейс€.

—пуст€ несколько столетий картина вдохновила известного режиссЄра  вентина “арантино на создание образа главного геро€ фильма "ƒжанго ќсвобождЄнный". ƒжанго в исполнении ƒжейми ‘окса облачили почти в такой же нар€д как у мальчика с картины √ейнсборо.

—ама же работа покинула јнглию в 1928 году. ќтправл€€ картину в  алифорнию директор Ћондонского музе€, где выставл€лась до этого картина, на обратной стороне полотна написал искренние слова прощани€ от всей английской нации.

ќдна из прекраснейших картин покидала родину за 728 000 долларов. –екордна€ цена на произведение искусства в то врем€. /отсюда/

 

√рупповой портрет детей ћаршам (1787)

 

“. √ейнсборо «ƒеревенские дети» (собиратели хвороста). ћузей ћетрополитен (Ќью-…орк)

 

«”тренн€€ прогулка», 1785 год

ѕортретный пейзаж

«ћен€ тошнит от портретов, ужасно хочетс€ вз€ть свою виолу да гамба и удалитьс€ в какую-нибудь милую деревню, где € мог бы писать пейзажи и наслаждатьс€ последними годами жизни в покое и тишине», — писал как-то √ейнсборо своему другу ”иль€му ƒжексону. ѕортретна€ живопись сковывала его творческую личность, ведь, выполн€€ заказы, он должен был удовлетворить заказчика. ѕейзаж — совершенно другое дело. –абота€ над ними, художник мог детально изучить изображаемый предмет. ѕервые пейзажи художника написаны под вли€нием голландских мастеров, но после знакомства с художником ёбером-‘рансуа √равло, представителем французского рококо, вли€ние этого направлени€ в творчестве √ейнсборо начинает преобладать.

ѕейзаж — совершенно другое дело. –абота€ над ними, художник мог детально изучить изображаемый предмет. ѕервые пейзажи художника написаны под вли€нием голландских мастеров, но после знакомства с художником ёбером-‘рансуа √равло, представителем французского рококо, вли€ние этого направлени€ в творчестве √ейнсборо начинает преобладать.

 

«ѕортрет ѕитера ƒарнелла ћилмена, „арльза  рокатта и ”иль€ма  ибла на фоне пейзажа», “омас √ейнсборо, ок. 1750 © Gainsborough House, Sudbury, Suffolk and Tate, London

“омас √ейнсборо никогда (в отличие от своего отца) не совершал заграничных поездок, однако такие знаковые живописцы ‘ранции, как јнтуан ¬атто, регул€рно посещали јнглию, а среди коллекционеров попул€рностью пользовались картины ‘рансуа Ѕуше и Ќикола Ћанкре. »менно у них художник научилс€ создавать особую элегантную, так называемую рокайльную линию. ‘ранцузские художники эпохи рококо первыми начали изображать на своих полотнах сцены отдыха галантного общества в изысканных парках, что подвигло √ейнсборо соединить в своем творчестве два жанра — столь любимый им пейзаж и востребованный портрет — в так называемых разговорных портретах на фоне природы.

»—“ќ„Ќ» 

„ј—“№ 2-€.

»скусствовед ћэри ¬удол назвала √ейснборо «интуитивным художником, восхищавшимс€ поэзией красок».

 

*** ѕортрет ƒжорджианы, герцогини ƒевонширской

ƒжорджиана, герцогин€ ƒевонширска€, была правнучкой принцессы ƒианы, дамой очень свободных нравов.

≈е красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды јнглии.

»нтересна€ картина: герцогин€ ожила

- шл€па, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

—мотрит ƒжорджиана грустно, словно бы чего-то ждет,

написал портрет искусно √ейнсборо - модель цветет!

ќтдавала дань интрижкам - и судачил долго свет!

» романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

—плетничали об изменах: из известнейших людей

отмечали непременно, что в любовниках был √рэй!

ј еще с большим азартом ежедневно обсуждал

свет - еЄ пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Ќе творим себе кумира - она гл€дит на нас сейчас -

герцогин€ ƒевоншира с тайным блеском карих глаз...

 

ѕортрет Ёлизабет и ћэри Ћинли (1772)

 

√ейнсборо-ƒюпон (1770)

„асть 3-€

» немного из авторского текста искусствоведа ¬лада ћаслова, цитаты из статьи которого на јртархиве € ниже использовала.

’от€ √ейнсборо предпочитал пейзажи, он понимал, что по финансовым соображени€м должен писать портреты.

 

ѕортрет ”иль€ма ”оллестоуна, 1759.

¬ родном графстве он сделал несколько полнометражных образов, хоть и довольно чопорных, но удивительно полно раскрывающих характеры моделей.

—реди них отдельно стоит «ѕортрет ”иль€ма ”оллестоуна» – одновременно и претенциозный по композиции, и неформальный по духу.

ј простой натурализм и благожелательность «ƒочерей художника, бегущих за бабочкой», созданных в последние годы проживани€ в »псвиче, делают эту картину одним из лучших английских детских портретов.

 

«ƒочери художника, бегущие за бабочкой» ’олст, масло 113,7 x 104 ќколо 1756 год.

Ќациональна€ галере€ (Ћондон)

“омас √ейнсборо был отцом двух девочек. —таршую звали ћари€ - она родилась 1748 году, а через 4 года на свет по€вилась младша€ ћаргарет. ѕредставленна€ работа €вл€етс€ первым изображением дочерей художника.

√ейнсборо был единственным крупным английским портретистом, который посв€тил много времени пейзажным зарисовкам.

ќн сделал большое количество рисунков мелом, пером, акварелью , всегда стремилс€ найти новую бумагу и новые методы.

“акие этюды живописец никогда не продавал и, хот€ многие из них тесно св€заны с картинами, это не наброски в привычном смысле, а произведени€ми искусства сами по себе.

 

ѕортрет јнны, герцогини  амберленд и —трэтхем (1742)

“омас √ейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года, в возрасте 61 года.

ѕо его завещанию был похоронен на территории церкви св€той јнны в лондонском районе  ью, известном своим пышным и разнообразным ландшафтом. Ёто оказалось самое подход€щее место дл€ художника, который любил пейзажи и стал известен благодар€ элегантным мазкам и необычайному чувству света.

 

ћистер и миссис Ёндрюс (1750)

—эр –оберт Ёндрюс и ‘рансис  артер поженились в но€бре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого событи€.

 

¬ид близ деревни  орнард

—лЄзы  онстебла

ѕосле смерти √ейнсборо его извечный соперник ƒжошуа –ейнольдс посв€тил коллеге свою ежегодную лекцию перед студентами и членами  оролевской академии. ќн признал, что «все эти странные царапины и точки... на определенном рассто€нии, благодар€ некоей магии, обретают форму, и все части, кажетс€, станов€тс€ на свои места».

¬прочем, именно –ейнольдс и стандарты, которые он предписал  оролевской академии, умалили посмертную репутацию √ейнсборо. –езультаты распродаж, проведЄнных после его кончины, были разочаровывающими, а публикацию серии гравюр ожидал провал. ’от€ позже живописца назвали одним из основателей английской пейзажной школы, крупна€ ретроспектива в Ѕританском институте в 1814 году мало что исправила в этой ситуации.

 

“омас √ейнсборо - «¬одопой» до 1777

–осту попул€рности √ейнсборо и новому признанию его заслуг во многом способствовала Ќациональна€ галере€ в Ћондоне, котора€ в 1827-м и 1830 годах приобрела его «¬одопой» и «ѕоездку на рынок».

¬ своей лекции в Ѕританском институте 16 июн€ 1836 года ƒжон  онстебл отдал дань предшественнику самыми трогательными словами: «ѕейзажи √ейнсборо успокаивающие, нежные и волнующие. “ишину полудн€, глубину сумерек, жемчужную чистоту утренней росы – всЄ можно найти на полотнах этого самого благожелательного и добросердечного человека. ѕри взгл€де на них у нас выступают слЄз на глазах, и мы не знаем, что их вызывает».

јвтор: ¬лад ћаслов

и ещЄ интересное..

 огда картины служат вдохновением (отсюда)

¬елика€ картина, как некий творческий продукт, €вл€етс€, несомненно, конечной целью такого загадочного мыслительно-эстетическо-духовно- философского процесса, как вдохновение.  аждый художник по-разному искал его, осмысливал, нащупыва€, а иногда угадыва€ идею, продумывал техническую сторону, попробовав множество эскизов, чтобы, наконец, представить миру артефакт, заслуживающий, по его мнению, внимание зрител€.

Ќекоторые картины сразу приобретали высочайший статус шедевра, другим требовалось врем€, чтобы получить заслуженное восхищение, третьи, просто проходили мимо. ќднако существует р€д картин, которые не только стали воплощением вдохновени€ художника, но и сами €вились вдохновител€ми выдающихс€ мастеров смежных видов искусств.

»зобразительно-кинематографические аллюзии

ј иногда кинематографисты ввод€т сцену, дублирующую какое-либо известное полотно. ѕросвещенный зритель сразу раскусывает такие цитаты-аллюзии, а обыватели, которые не считывают отсылку, всЄ равно, однако, способны в полной мере ощутить магическую силу постановочного кадра… ¬от она – ос€зательна€ сила великого искусства.

¬от один из любопытных примеров.

Ќикак не думал художник “омас √ейнсборо, рису€ сына торговца в 1770 году, что его придумка – нар€дить простого мальчика в роскошный костюм аристократа, будет оценена через столети€.

» не кем-нибудь, а самим “арантино.

—тоит только взгл€нуть на ƒжанго в исполнении ƒжейми ‘окса, чтобы найти безусловное сходство. ¬прочем, истори€ гласит, что иде€ принадлежит не самому режиссЄру, а художнику по костюмам.

 

√ейнсборо против мейнстрима ***

” √ейнсборо было достаточно проблем с заказчиками, даже когда он писал портреты. ¬ отличие от своего главного конкурента сэра ƒжошуа –ейнольдса, основател€  оролевской академии художеств, придворного живописца и весьма видного человека, √ейнсборо и в портретах старалс€ изобразить заказчика таким, какой он есть. «≈сли, например, у жены заказчика был двойной подбородок, то он так и изображал ее — с двойным подбородком»,

рассказывает ассистент куратора выставки в ѕушкинском ≈лена  оротких.

¬ отличие от портретов –ейнольдса, герои √ейнсборо зачастую выгл€дели слишком живыми: «Ќа фоне всех остальных художников XVIII века √ейнсборо до сих пор выгл€дит очень странно — все потому, что он смотрит на человека, — добавл€ет  оротких. — ƒл€ –ейнольдса важен красивый бантик, √ейнсборо же волнует, что у женщины в глазах». ќбычно это было не на руку “омасу: бывало так, что клиент заказывал сразу два портрета — у √ейнсборо и –ейнольдса одновременно, и произведени€ второго оказывались в парадных и гостиных, а картины √ейнсборо вешали в спальн€х.

√ейнсборо любил эксперименты, работал с графикой, периодически вымачива€ бумагу в обезжиренном молоке — именно так выполнен его «Ћетний пейзаж с путешественниками». ¬начале художник мелом писал черные и белые элементы рисунка, несколько раз окунал картину в молоко, после этого добавл€л остальные цвета и лишь в конце покрывал работу трем€ сло€ми лака.

 

“омас √ейнсборо ћери и ћаргарет √ейнсборо, дочери художника» (1756)

»з других необычных картин — работы британца на стекле. √ейнсборо не просто писал пейзажи на стекл€нных пластинах, а придумал целую систему слайдов, между которыми ставились свечи, вдохновл€€сь фонарем эйдофузиконом, который придумал театральный режиссер ‘илипп якоб Ћютербург.

–ису€ масл€ные пейзажи, √ейнсборо часто мастерил что-то вроде подготовительной инсталл€ции — собирал поделку из листвы, кусочков зеркала и камней, и уже с нее писал тот или иной сельский вид. Ётим художник промышл€л с юного возраста — изготавливал фигурки диких животных, а портреты часто писал с манекенов. Ёто считалось обычной практикой — зачастую у заказчиков не было времени долго позировать, поэтому лицо художник писал с натуры, а все остальное — с дерев€нной куклы.

 

“омас √ейнсборо. Ћесной пейзаж со старым кресть€нином и ослами у сара€, с сошником и церковью вдали. ќколо 1755–1757. ƒом-музей √ейнсборо, —адбери, —аффолк

Ќаследие √ейнсборо

ƒл€ своего времени √ейнсборо считалс€ нетипичным и странным художником, часто проигрыва€ конкуренцию современникам-портретистам — его работы почти не по€вл€лись на ежегодных выставках  оролевской академии художеств. Ќесмотр€ на это, к концу жизни у него сложилс€ хороший круг заказчиков, среди которых были и представители королевской семьи. ѕосле его смерти главный конкурент ƒжошуа –ейнольдс произнес речь перед выпускниками академии, в которой назвал √ейнсборо «гением, возвысившим английскую школу живописи». ¬последствии картинами “омаса вдохновл€лись многие британские художники, включа€ ƒжона  онстебла и ”иль€ма “ернера, и, как оно часто бывает, √ейнсборо с каждым дес€тилетием получал все больше признани€.

источник

 

–убрики:  вс€ка€_вс€чина
истори€
искусство
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку