-–убрики

 -÷итатник

’удожник –ичард —авой€ и его снежна€ пастель - (0)

’удожник –ичард —авой€ и его снежна€ пастель         ...

ѕророчит нам восточный звездочет, что  рыса Ч символ редкостной удачи... - (0)

ѕророчит нам восточный звездочет, что  рыса Ч символ редкостной удачи... ...

«имние пейзажи - (0)

«имние пейзажи ...

— Ќовым 2020 годом. "®лка сто лет тому назад" - (0)

— Ќовым 2020 годом. "®лка сто лет тому назад" —то лет тому назад - в 1920 году было не до Єлок. ѕ...

«има на картинах советских художников 2 „асть - (1)

«има на картинах советских художников 2 „асть —пиридонов ћоисей —пиридо...

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбща€
ќбща€
00:15 21.02.2011
‘отографий: 26

 -¬идео

 -я - фотограф

 луб по интересам Ц ’онда

 -

пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљпњљ
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљ пњљ пњљпњљпњљпњљ пњљпњљпњљпњљпњљпњљ
¬© пњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљпњљ

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Clara_C

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 58) For_the_diary town_of_art ћƒ— про_искусство ќсобенные_јватарки ћой_любимый_ –ќЋ»  ћо€_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_—јћќ_—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ јрт_ алейдоскоп ¬сем_¬кусно дл€_милых_девушек _ѕ_»_ј_–_ Ќяшные_штучки ¬етеринарный_кабинет  ”Ћ»Ќј–Ќјя_ѕјЋ»“–ј BeautyMania ÷арство_ улинарии ћир_леса –адуга_женственности √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… ’о„уЌића√” ќбречены_на_—частье рецепты_красоты_и_здоровь€ ”сы_лапы_и_хвост ќ—≈Ќ№_и_«»ћј  ошколюбам  артинки_дл€_днева јниме_галере€ √отические_фотки ќбмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide јстреа MY_HIT —обаководы_–оссии JMusic Ўкола_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Ќайди_ѕ„ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты —истемно-векторна€_психологи€ Ёто_—мешно -HochuVseZnat- »скусство_звука “олько_дл€_женщин Frondam Israel kayros
„итатель сообществ (¬сего в списке: 21) axeeffect_ru little_anime_house _ѕрќс“о_ƒля_¬а—_ Quotation_collection Art_Factory √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… Art_Avenue јвто-Ћюбитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt –елакс_и_вдохновение ru_garfield —истемно-векторна€_психологи€ ћир_клипарта ќ_—амом_»нтересном kayros

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.04.2008
«аписей: 18028
 омментариев: 6652
Ќаписано: 32191


»стори€: боевые самолеты ѕе-3 и ѕе-3бис

ѕ€тница, 10 январ€ 2020 г. 06:10 + в цитатник

ѕе-3. “€желый истребитель


ћало дл€ кого €вл€етс€ секретом информаци€, что предтечей был истребитель «100», который планировалс€ как высотный перехватчик. ќднако вышло так, что истребитель срочно переделали в пикирующий бомбардировщик, и на вооружение самолет пошел как ѕе-2.

ќднако летом 1941 года, когда немцы оказались в состо€нии наносить воздушные удары по ћоскве, о самолете-предтече вспомнили снова.

Ќемцы были отнюдь не дураки, и прекрасно понимали, что налет на ћоскву днем – это самоубийство. ѕ¬ќ ћосквы они оценили очень быстро. ј вот ночью можно было попробовать нав€зать бой на своих услови€х.

ѕервый налет закончилс€ м€гко говор€, не очень успешно. ¬о-первых, ущерб был минимален, во-вторых, потер€ 20 или 22 самолетов – это крутовато дл€ такой операции, так как задействовано было около двух сотен самолетов.

Ќо дальше Ћюфтваффе начало работать маленькими группками, и начались сложности у наших.

√руппу в 6-9 самолетов обнаружить намного сложнее, чем толпу в несколько сотен, это пон€тно. ќдиночному бомбардировщику проще выскочить из луча прожектора, а истребител€м сложнее его найти.

”читыва€, что полноценных «ночников» у нас вообще не было, задача оказалась весьма непростой. «ачастую обычные истребители вообще не успевали набрать высоту и догнать бомбардировщик.

Ћогичным решением стало если не создание ночного истребител€, что в 1941 году было просто нереально по р€ду причин, то хот€ бы барражирующего перехватчика, который в состо€нии был бы прикрыть определенный район на длительное врем€ и атаковать бомбардировщики в случае их по€влени€.

¬от тут и вспомнили, что ѕе-2 изначально-то был именно таким самолетом.
 


» 2 августа 1941 г. решением √осударственного комитета обороны конструкторской группе ¬. ћ. ѕетл€кова была поставлена задача создани€ т€желого истребител€. —рок выполнени€… 6 августа 1941 г.



¬се правильно, на переделку пикирующего бомбардировщика обратно в т€желый истребитель отводилось 4 дн€.

Ќо как обычно, с задачей партии и правительства в  Ѕ ѕетл€кова справились. ј если бы не справились, думаю, все снова оказались бы в очередной «шараге». —озданной специально по такому случаю.

Ќо учитыва€, что враг был уже на подступах к столице, никого не пришлось подгон€ть.

„ертежей не делали, все доработки велись по месту. Ѕоевой колхоз. ќсновна€ цель доработок сводилась к увеличению дальности за счет облегчени€ конструкции и увеличени€ количества топлива, и усилению вооружени€.

”величить количество топлива на 700 л удалось за счет установки дополнительных баков: одного в бомбоотсеке и двух на месте кабины стрелка. ќвальные бортовые иллюминаторы и верхний люк зашили, убрали нижнюю пулеметную установку. Ќо нижний люк оставили.

ƒл€ облегчени€ конструкции демонтировали электрическую систему управлени€ сбрасывани€ бомб, сн€ли тормозные решетки под консол€ми, радиополукомпас. »з бомбодержателей оставили только четыре – два внешних и два в мотогондолах. «аменили радиостанцию бомбардировщика –—Ѕ-бис на истребительный вариант –—»-4.

 асаемо замены радиостанции, существует несколько мнений. ћорковкин считает, что все правильно, так как ѕе-3 не был истребителем дальнего сопровождени€, то дальнобойна€ радиостанци€ и радиополукомпас ему были не нужны. ќб этом можно у него прочитать.

—овершенно с ним не согласен. —амолету была поставлена дальность полета 2000+ км, соответственно, боевой радиус получалс€ где-то в районе 700-800 км.

ƒальность св€зи самолета с землей при помощи –—»-4 составл€ла максимум 100-110 км, а с другими самолетами и того меньше — 50-60 км. ѕлюс облегчение конструкции за счет сн€ти€ радиополукомпаса.

„естно говор€, как планировалось наводить и корректировать такой ночной истребитель, мне не совсем пон€тно. Ќа деле получалось какое-то слепое тыкание в пространстве в надежде на засвет противника прожектористами.

”силение вооружени€ получилось номинальным. ј точнее – минимальным. ƒобавили один пулемет Ѕ  в носовой части и один Ў ј— в неподвижной хвостовой установке (вместо стрелка теперь были бензобаки).

¬ итоге самолет имел наступательного вооружени€ два пулемета Ѕ  (боекомплект 150 патронов на ствол) и один Ў ј— (750 патронов) и оборонительного два Ў ј—ј, один из которых обслуживалс€ штурманом, а второй был неподвижно закреплен.
 


¬ итоге самолет осталс€ в той же весовой категории, что и ѕе-2, правда, несколько увеличилась дальность (2150 км) и скорость (530 км/ч на высоте 5000 м).

Ќо в целом самолет вышел сильно так себе. ƒл€ 1941 года – особенно. “от же чахлый и немощный «ћессершмитт» Bf.110— с моторами DB601A оказалс€ сильнее ѕе-3. ѕри практически одинаковой дальности, скорости полета у земли (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), 110-й был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости.

¬ооружение у Bf.110— было по массе секундного залпа раза в полтора мощнее за счет 20-мм пушки и четырех пулеметов калибра 7,92-мм.

ј с осени 1941 года, когда в небе по€вилс€ Bf.110E с более мощными моторами DB601E, то 110-й стал быстрее во всех диапазонах высот.

—равнивать же с более старым по времени разработки американским –-38 вообще печально. Ѕатаре€ из 20-мм пушки и четырех пулеметов 12,7-мм, более высока€ скорость и – брон€!  оторой у ѕе-3 не было вообще.

“ут уместно снова вспомнить созданный ѕетл€ковым ¬»-100, «—отку», на базе которого был сделан бомбардировщик ѕе-2. ¬»-100 изначально имел наступательного вооружени€ 2 пушки Ў¬ј  20-мм с боезапасом 300 снар€дов на ствол и 2 пулемета Ў ј— 7,62-мм с боезапасом 900 патронов.

ѕе-3 выгл€дит на его фоне весьма блекло. Ќо это плата за быструю переделку. ¬едь ѕе-3 делали на базе ѕе-2, а не ¬»-100, а дл€ пикирующего бомбардировщика как раз больша€ площадь остеклени€ носовой части, котора€ обеспечивала удобство в ориентировании и прицеливании, была весьма важна.

≈стественно, спешка и 4 дн€ на все просто не позвол€ли перепроектировать носовую часть самолета и разметить там более мощное вооружение. »спытатели из Ќ»» ¬¬— отметили в отчетах именно эти недостатки: слабое вооружение, отсутствие бронировани€, слабую радиостанцию.

–екомендовалось установить одну 20-мм пушку Ў¬ј , а пулемет у штурмана калибра 7,62-мм заменить на крупнокалиберный Ѕерезина.

Ќо это было еще не все.

ѕри отстреле наступательных пулеметов вы€снилось, что плексигласовый носок фюзел€жа не выдерживает давлени€ дульных газов и разрушаетс€. √ильзы, вылетающие при стрельбе в воздухе, бьют по передней обшивке крыла и нижней поверхности фюзел€жа. ј при ночных стрельбах плам€ выстрелов слепит экипаж, и сетка прицела становитс€ не видна, приходилось целитьс€ по трассерам.

»зменени€ были внесены моментально. Ќа стволы пулеметов установили пламегасители, плексигласовый носок заменили на алюминиевый. √ильзы начали собирать вместе со звень€ми в специальные €щики-гильзосборники.

Ѕыли изготовлены шторки на нижнее остекление, поскольку вы€снилось, что прожектора слеп€т экипаж. Ќа ѕе-3 впервые в ———– установили и опробовали ультрафиолетовое освещение в кабине экипажа и фосфоресцирующие составы на шкалах приборов.

ј вот вооружение, к сожалению, оставили без изменени€. » бронирование, точнее, его отсутствие.

Ќо самолет был нужен, так что со слезами, но в серию его запустили.

–азрабатывалась и тактика применени€ ѕе-3. —амолет начал поступать на вооружение частей, где летный состав был обучен использованию ѕе-2 (95-й сбап, например), соответственно, летчики представл€ли, чего можно ждать от истребител€ на базе ѕе-2.

ѕредлагались различные способы боевого применени€ ѕе-3 — от барражировани€ парами в качестве своеобразных наблюдательных пунктов, уничтожающих отдельные вражеские машины и немедленно вызывающих подкрепление в случае подхода крупных групп самолетов противника, до лидировани€ и наведени€ по радио одномоторных истребителей. ≈сли позволит радиостанци€, естественно.

—чет побед на ѕе-3 открыл 3 окт€бр€ 1941 года летчик 95-го иап (переименованный 95-й сбап) старший лейтенант ‘ортовов, который сбил Ju.88.

¬ том же 95-м иап в полевых услови€х доработали вооружение ѕе-3, и несколько машин получили 20-мм пушку Ў¬ј  и пулемет Ѕ“ вместо Ў ј—а у штурмана. Ѕыли случаи полевого переоборудовани€ самолетов в разведчики, путем установки на них аэрофотоаппаратов ј‘ј-Ѕ.

ѕе-3 несли службу в системе ѕ¬ќ ћосквы вплоть до марта 1942 г. Ћюбопытно, что воду из радиаторов не сливали даже в самые морозные ночи, поскольку полк считалс€ истребительным, и команда «на взлет» могла поступить в любую минуту.

ќднако, стоило только отбросить немцев от ћосквы, и ѕе-3 начали заниматьс€ бомбардировками вражеских войск, благо, бомбодержатели на внешней подвеске не демонтировались.

‘актически же к 1943 году все пе-3, оставшиес€ в строю, были переведены в учебные самолеты и отданы в авиашколы, готовившие кадры дл€ ѕе-2. ≈динично примен€лись разведчики с аэрофотоаппаратами.

Ћ“’ ѕе-3

–азмах крыла, м: 17,13
ƒлина, м: 12,67
¬ысота, м: 3,93
ѕлощадь крыла, м2: 40,80

ћасса, кг
— пустого самолета: 5 730
— взлетна€: 7 860

ƒвигатель: 2 х ћ-105– х 1050 л.с.

ћаксимальна€ скорость, км/ч
— у земли: 442
— на высоте: 535

ѕрактическа€ дальность, км: 2 150
Ѕоевой радиус действи€, км: 1 500
ћаксимальна€ скороподъемность, м/мин: 556
ѕрактический потолок, м: 8 600

Ёкипаж, чел: 2

¬ооружение:
— два 12,7-мм пулемета Ѕ  и один 7,62-мм пулемет Ў ј— наступательное;
— два 7,62-мм пулемета Ў ј— оборонительное;
— бомбова€ нагрузка — 2 х 250-кг под фюзел€жем и 2х100 под мотогондолами
 

ѕе-3бис


„то такое «бис»? ≈сть мнение, что это от английской аббревиатуры «Best Item in Slot (Best in Slot)» — что означает «лучша€ вещь по характеристикам».
 


¬роде логично так, однако большинство склон€етс€ к тому, что «бис» — это русска€ транскрипци€ слова «bis», которое обозначает «вторую версию». Ќа латинском bis — дважды.

ѕримен€лась эта маркировка дл€ обозначени€ новой версии существующего издели€, если по какой-то причине не ввод€т обозначение новой модели.

»стребитель ѕе-3бис родилс€ по итогам обращени€ командира 95-го иап полковника ѕестова и комэска того же полка капитана ∆атькова напр€мую к секретарю ÷  ¬ ѕ(б) ћаленкову с критикой самолета ѕе-3.

 ак коммунист коммунисту.

∆атьков весьма подробно расписал все недостатки ѕе-3, продублировав доклад экспертов Ќ»» ¬¬—. ѕолковник ѕестов критиковал полное отсутствие защиты от оборонительного огн€ самолетов противника.

ѕо мнению летчиков, на истребитель следовало срочно установить бронезащиту носовой части, пушку Ў¬ј  и заменить верхнюю установку штурмана со Ў ј—ом на турель с крупнокалиберным пулеметом Ѕ“.

—вое обращение ∆атьков закончил словами: «Ћетчики наши готовы воевать на любой машине, в том числе и на этой, но нам слишком дороги сейчас люди и машины, и за малую кровь противника нет смысла жертвовать».

Ќаверное, стоит заметить, что войну «критикан» ∆атьков закончил подполковником, командиром авиаполка.

ћаленков, вместо того, чтобы посадить, запытать и расстрел€ть ∆атькова и ѕестова, критикующих советскую технику, потребовал от командовани€ ¬¬— срочно разобратьс€ в ситуации и доложить.

“ут еще от пилотов 40-го —Ѕјѕ, также приступившего к перевооружению на этот самолет, в адрес  Ѕ завода є39, где выпускали ѕе-3, также пришло выражение крайнего неудовольстви€.

“ак что после рыка ћаленкова недостатки следовало устран€ть, и устран€ть срочно. –азработку предложений поручили  Ѕ завода є39 и в результате по€вилс€ опытный усовершенствованный самолет ѕе-3бис.
 


ќпытный ѕе-3бис отличалс€ от серийного ѕе-3 следующим:
— полностью убрали остекление, которое только мешало;
— вместо пулеметов Ѕ  в носовой части установили два пулемета ”Ѕ  (по 250 патронов на ствол) и пушку Ў¬ј  с боезапасом 250 патронов;
— вместо верхней турельной установки штурмана “——-1 с пулеметом Ў ј— смонтировали подвижную установку с пулеметом ”Ѕ“ и боекомплектом 180 патронов во вращающейс€ башне; -- — консоли крыла оснастили автоматическими предкрылками;
— уменьшили длину фонар€ кабины пилота, а также переместили вперед почти на полметра противокапотажную раму;
— систему заполнени€ бензобаков азотом заменили на так называемую систему заполнени€ баков охлажденными выхлопными газами моторов;
— смонтировали противопрожекторные шторки на все стекла кабины;
— установили противообледенительную систему на винты и лобовое стекло фонар€.
 



”силили бронирование: спереди летчика прикрыли отдельными бронеплитами толщиной от 4 до 6,5 мм, бронеспинку сидень€ пилота выполнили из стали толщиной 13 мм, забронировали нижний люк кабины экипажа дл€ защиты от случайного выстрела из ”Ѕ  в момент посадки в самолет.

ќбща€ масса брони возросла до 148 кг, а обща€ масса ѕе-3бис выросла на 180 кг по сравнению с ѕе-3.

—корость на высоте уменьшилась до 527 км/ч, но зато возросла скорость у земли до 448 км/ч. јвтоматические предкрылки несколько упростили технику пилотировани€, особенно на посадке, ибо ѕе-3 унаследовал в этом плане от ѕе-2 не лучшие черты.

„то можно сказать о самолете? ќн был, он воевал. ¬ыпустили ѕе-3 и ѕе-3 бис в общем около 360 единиц, так что по большому счету, это капл€ в море дл€ истребител€.

“ем более, что ѕе-3 воевал в основном не в этом качестве. “олько около 50 машин использовались как истребители, остальные воевали разведчиками, бомбардировщиками, корректировщиками, учебными самолетами.

  концу лета 1944 года в част€х ¬¬— –  ј числилось не более 30 экземпл€ров ѕе-3 разных вариантов, и ни один полк не был вооружЄн ими полностью.

¬ основном самолЄты примен€лись дл€ визуальной и фотографической разведки. ѕо-прежнему ѕе-3 использовались ¬¬— —‘ (95-й »јѕ, 28-€ ќ–јЁ).

«десь, возможно, ценнее работы, которые производились в »ркутске по доведению машины до ума. ѕе-3 так и не довели, признаем, но многие вещи, которые были применены впервые, продолжили работать на других самолетах.
 


Ћ“’ ѕе-3бис

–азмах крыла, м: 17,13
ƒлина, м: 12,67
¬ысота, м: 3,93
ѕлощадь крыла, кв. м: 40,80

ћасса, кг
— пустого самолета: 5 815
— взлетна€: 7 870

ƒвигатель: 2 х ћ-105–ј х 1050 л.с.

ћаксимальна€ скорость, км/ч
— у земли: 448
— на высоте: 527

ѕрактическа€ дальность, км: 2 000
ѕрактический потолок, м: 8 800

Ёкипаж, чел: 2

¬ооружение:
— одна 20-мм пушка Ў¬ј  и два 12,7-мм пулемета ”Ѕ  наступательное;
— один 12,7-мм пулемет ”Ѕ  и один 7,62-мм пулемет Ў ј— оборонительное;
— бомбова€ нагрузка — 2 х 250-кг под фюзел€жем и 2 х 100 под мотогондолами

»сточники:
јлександр ћедведь, ƒмитрий ’азанов. Ќеизвестный ѕе-3.
јндрей ћорковкин. ѕешка треть€ (proza.ru/2019/06/23/1114).

јвтор: –оман —коморохов

источник

–убрики:  вс€ка€_вс€чина
истори€
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку