По всему миру существуют музеи, где отражены вехи развития рукоделия разных народов и стран.
Немецкий музей вышивания (Deutsches Stickmuster-Museum)
Во дворце в парке Принценгартен (Prinzengarten) выставлены обширные частные коллекции, посвященные вышивке и узорам для вышивания. В музее можно осмотреть около 5000 экспонатов из четырех столетий, в том числе, вышитые скатерти, полотенца и части приданого, книги, узоры для вышивания на бумаге,
В этом замечательном дворце, построенном в 1770 году в стиле рококо, коллекционеры Элфи и Ганс-Иоахим Коннеманы выделили более 200 квадратных метров площади под экспозицию сокровищ, которые были собраны ими в течение 20 лет. До этого систематизированные экспонаты были упакованы в ящики и коробки и долгое время находились закрытых хранилищах дворца. 5 лет назад изумительная коллекция предстала во всем своем блеске перед широким кругом зрителей и знатоков города Букстехуде.
С момента создания о музее упоминали как о провинциальном чуде. Сейчас в Целле действует постоянная экспозиция, охватывающая четырехвековой период развития, в ней отражено постепенное совершенствование ручного производства ниток, тканей, природных красителей, наглядно показаны самые красивые образцы настоящих произведений искусства старинных мастеров.
В этой экспозиции представлены более 300 моделей со всей Европы, каждая модель, каждый документ уникальны, здесь можно увидеть роскошные старинные итальянские ажурные кружева, богатую коллекцию кружев Ретичеллы, возраст которых исчисляется примерно с 1600 года. Кроме того в музее можно увидеть один из первых альбомов мод. Например, альбом модной вышивки Иоганна Сибмахера 1601 года, в этих моделях использовались традиционные мотивы и техники вышивки различных провинций.
Посетители немецкого музея вышивки открывают для себя исключительный, чудесный, переливающийся всеми цветами радуги, великолепный мир вышивки. Открыв однажды этот мир, вы навсегда остаетесь пленником этого искусства. Как когда-то любили его и наши предки.
Коллекция Элфи и Ганса-Йоахима Коннеманн даёт практически полное представление о европейской истории панно с вышитыми алфавитами и миниатюрными мотивами на протяжении последних чётырёх столетий
Одна из редких работ, хранящихся в музее. Модель выполнена в 1808 году на севере Германии.
В музее вышивки представлено ровно две тысячи экспонатов: крестьянские, буржуазные и придворные образцы вышивок, выполненные в период с 1600 по 1940 годы. Особенно много вышитых изделий «из приданого», включая прекрасно сохранившиеся подушку 1669 года и шарф 1767 года. Здесь можно увидеть огромное количество всевозможных алфавитов, в том числе учебных, с помощью которых девочки учились технике вышивания, а заодно и грамоте.
Образцы вышивок женщины хранили в течение всей жизни как зеницу ока и передавали по наследству своим детям. Благодаря хорошему уходу шёлковые нити сохранили свою многоцветность. Свет в музее приглушённый и рассеянный. Посетителям выдают лупы, и можно наслаждаться красотой «в деталях». Меня удивило, что в основном все работы (даже придворных мастериц) выполнены очень тонко (1мм х 1мм), но верхние стежки крестиков направлены в разные стороны. У меня сложилось впечатление, что вышивальщицы не очень-то об этом задумывались. Поскольку работы мелкого масштаба, они не выглядят неаккуратно, тем более, рассмотреть их можно только через увеличительное стекло. Ещё заинтересовало то, что величина крестика отличается в вышивках разных столетий, причём, «с каждым веком» она увеличивалась. Если в XVII веке крестики исполнялись мелкие-мелкие, различные мотивы несли определённую символику (принятую во всей Европе): Адам и Ева, стилизованные цветы и фрукты; то в конце XIX века появляется привычный нам крупный крестик, а среди мотивов преобладают цветы, собаки, дети, и никакой символики.
По материалам статьи Анжелики Кюрхинен