источник
Перечислим основные структурные элементы текста (или «формулы») восточнославянского заговора, традиционно выделяемые исследователями.
Впрочем, эта структура весьма редко оказывается представленной в развернутом, полном виде. Значительно чаще заговорный текст состоит из двух — трех, иногда даже одного из описываемых ниже элементов.
Имеют место и региональные различия: на Русском Севере, например, были распространены большие, сложно структурированные, часто сохранявшиеся только в записанном виде тексты, содержащие все или почти все перечисленные ниже элементы;
напротив, «южная часть восточнославянской территории демонстрирует б(льшую склонность своего населения к использованию небольших заклинательных текстов.
Есть особенности и у полесской традиции.
1. Молитвенное вступление — обычно молитва,
. Оно может быть или полной, развернутой молитвой, способствующей вхождению субъекта в соответствующее психическое состояние, или просто краткой молитвенной формулой, открывающей заговорный текст.
. В качестве примера приведем здесь текст волхва Велеслава-
«Не я говорю- сам Велес говорит. я со словами- Велес с помощью»
2. Зачин — текст взаимосвязанных образов , повествующий о входе субъекта в мир магических сил. Содержит описание путешествия заговаривающего из дома в потусторонний мир , иногда мотив его волшебного одевания в небесные светила и др.
В принципе описание может совпадать с реальными действиями субъекта во время заговаривания (хотя это совершенно необязательно), текстом, описывающим определенное действие и воспроизводящим то же магическое содержание.
Но реальное воспроизведение описываемых действий (выход из дома, движение в поле на восток и т. п.) при произнесении зачина происходило далеко не всегда, и именно потому, что воспроизводится текст произносимый вслух:
поскольку в магическом мире слово и дело фактически тождественны, одного произнесения текста достаточно, чтобы произвести желаемый результат.
Ясно к тому же, что невозможно реально отправиться на море Океан к острову Буяну или покрыться небом, подпоясаться зарей и обтыкаться звездами, как это описывают тексты зачинов. Мы имеем дело, таким образом, с текстом и и сзаклинанием одновременно.
2.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь,
Выйду, ко Богам Родным обратясь (…).
Другой типичный вариант севернорусского зачина:
.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь,
Выйду, ко Богам Родным обратясь, пойду по матери по сырой земли, небом покроюсь, зорею подпояшусь, звездами отыцусь (…).
Зачин — не обязательный элемент заговорного текста. Восточнославянская традиция знает и более короткие тексты, которые начинались сразу с третьего элемента, а в украинской традиции практически представлены только они .
В русских заговорах эпический зачин, судя по имеющимся записям, также явление достаточно позднее — он возникает не ранее 16-17 в., видимо, под влиянием других фольклорных жанров, а также как описание параллельных ритуальных действий, подкрепляющее их выполнение и способное их заменить при невозможности осуществить полностью требующийся ритуал. Отсутствует зачин и в заговорах других славянских народов.
3. Описание действия в центре магического мира (эпическая часть) — текст связанных смыслами образов , повествующий о том, что и кто находится в центральной области сакрального пространства.
Субъект исчезает, появляется персонаж-помощник. В качестве последнего могут выступать самые разные фигуры.
Чаще всего это Боги славян : Велес (иногда и Бог Род), Лада, Духи и Предки и др.
Но встречаются и демонические персонажи (обычно в текстах «черных», направленных на достижение гиной цели — навести порчу, приворожить любовь или рассорить влюбленных и т. п.): Мара, Чернобог, Кощей, Вий.
В качестве помощников могут выступать змеи (змеиные цари и царицы), персонифицированные звезды, ветры, огненные стрелы и другие объекты. Представлены в восточнославянских заговорах и Духи Природы, чье появление уже не связывается с «черным» характером текста.
Домового, лешего, водяного и пр. скорее нужно умилостивить, чтобы он не вредил, либо нейтрализовать его происки, что тоже могло быть предметом заговора (хотя в некоторых случаях прибегали и к их помощи).
Персонаж обычно находится в точке максимальной сакральности: на белом камне, горе, престоле церкви, дереве, кусте и др.; в «черных» присушках, где возникает мотив огня, горения, разжигания страсти, Духи могут ковать в трех кузнях, возможны и другие локусы.
Например, персонифицированные лихорадки обычно встречаются Богу или Духу (который их впоследствии заклинает и изгоняет) на берегу моря или озера, откуда они появляются, чтобы вредить человеческому роду.
Во имя Сварога, Перуна и Велеса!
Соль солена,
Зола горька,
Уголь чёрен,
5. Нашепчите,наговорите
На мою воду вмисе
Для [такого-то дела]!
Ты, соль, услади,
Ты, зола, огорчи,
10. Ты, уголь, очерни!
Моя соль крепка,
Моя зола горька,
Мой уголь чёрен.
Кто выпьет мою воду —
15. Отпадут все.