О тканях для вышивки.
Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные ткани домашнего, фабричного производства и нитки разных сортов. Многие материалы, необходимые для рукоделия, найдутся в каждом доме: вышедшие из моды и употребления шитые и вязаные изделия, остатки тесьмы, шнура, ниток, кожи и кожзаменителя, лоскутки ткани, кружева, ленты и многое другое. Их нужно рассортировать, распороть, вычистить, выстирать, выгладить и сложить в коробки и пакеты.
Ткань состоит из
основы — продольных нитей, параллельных кромке, и утка — поперечных нитей. Рисунок, созданный на ткани чередованием нитей основы и утка через одну, две, три и более нитей, называется переплетением.- К основным переплетениям, простым и гладким, относятся
полотняное, саржевое, атласное и сатиновое (см рис.).
Самым простым является
полотняное переплетение, в котором нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке, через одну. Лицо и изнанка одинаковы.
Ткани полотняного переплетения наиболее удобны для вышивания
счетными и строчевыми швами. На тканях неполотняного переплетения вышивают по ранее нанесенному рисунку или по канве — специальной сетчатой ткани.
Для вышивки по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.
В зависимости от назначения изготавливаемого изделия и техники исполнения подбирают необходимую ткань.
Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно и редину;
для панно и ковриков — канву, рогожку, мешковину, холст, бортовку, полотно, сукно, шерсть, драп.
Для сумок и газетниц используется любая ткань с неярко выраженной структурой.
Для блузок и нарядных платьев применяют более тонкие ткани — батист, маркизет, шелк и тонкую шерсть.
Для верхней одежды — сукно, драп, нетканые материалы.
Нитки (пряжа) представляют собой скрученные волокна, которые бывают натуральными (льняные, конопляные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), искусственными, синтетическими и смешанными.
Нитки, применяемые в рукоделии, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.
Для вышивания на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки.
Мулине в две-три нити используются в вышивках по марлевке, рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях.
Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (6 ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются и придают готовой вышивке бархатистый вид. Используют также нитки, выдернутые из ткани или цветной тесьмы, а в накладном шитье — шнур, тесьму, сутаж. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не более 50 см, причем шерстяной — не более 40 см.
Совет! Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их цвет.
Необходимо проверить нитки на линяемость — крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 мин. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе (одна столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут.
Канва — специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от сорта материала.
Прикреплять канву на рабочую ткань нужно швом «вперед иголку» сначала вдоль рисунка, а потом поперек.
Перед началом работы необходимо проверить, одинаковой ли толщины нити основы и утка в ткани и канве.
Канву можно приготовить самому, выдергивая по счету нити ткани сначала в одном направлении, затем в другом.
Оригинальная статья