Красота: строгановский дворец
источник
Если идти от Адмиралтейства по правой стороне ,то на углу Невского пр.и набережной реки Мойки встречает прохожих удивительно гармоничный, радующий глаз ажурными украшениями окон,сдвоенными колоннами, белоснежным портиком, своим приятным розовым цветом --Строгановский дворец,одно из творений великого Растрелли, так много сделавшего для возвеличивания и архитектурного украшения в 18в. новой столицы России.Он стоит на той стороне Мойки, по которой ,пройдя вправо можно увидеть величавый Дворец Юсуповых.
А пройдя через Невский влево, по той же стороне Мойки, после целой череды красивых особняков знати, на Мойке,12 стоит жёлто -белый дом, последнее пристанище Пушкина,где он умирал после дуэли,и сейчас находится знаменитая на весь мир мемориальная Музей-квартира гения русской литературы, приближаясь к которой начинает биться сердце и зажимает горло -ком боли утраты...Вот в такой настоящей короне шедевров русской архитектуры, музейных и культурных центров находится мой любимый Строгановский дворец.В советское время он был грязно-зелёного цвета.Там находилось закрытое КБ какого-то проектного института.Интерьеры были изуродованы,приспособлены под нужды КБ, вход,естественно был закрыт для туристов.И только, работая в Эрмитаже, мне довелось там побывать и увидеть печальную картину до полной реставрации дворца в 90е годы. Итак, приглашаю, вас,друзья, в путешествие в 18век,эпоху барокко,Растрелли и расцвета нового города Санкт-Петербурга.
Строгановский дворец — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754, один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года. Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46. В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали М. Г. Земцов (предположительно), А. Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.
Плафон Джузеппе Валериани Первые соображения о строительстве дома Растрелли были высказаны Н. М. Колмаковым, который принял дату 1752 как начало строительства, а 1754 как окончание. В последующие годы этот вопрос оставался вне поля специального внимания исследования, пока в 1991 Ю. В. Трубинов не высказал предположение о шестинедельном стремительном строительстве.
В дальнейшем это оказалось ошибкой и в настоящее время принято считать 1753—1754 периодом строительства Строгановского дворца. Кроме того, следует учитывать, что Растрелли работал не на пустом месте, а широко использовал те конструкции, что достались ему от более раннего периода истории здания. Автором прежнего, двухэтажного, дома Ю. М. Денисов называл М. Г. Земцова.
Есть также основания думать, что в тело дома Растрелли попал и одноэтажный дом Строгановых, стоявший чуть южнее на набережной реки Мойки.[3]. Однако окончательно проблема не разрешена. Из интерьеров Растрелли в Строгановском доме сохранились : Большой зал (неоднократно поправленный другими архитекторами) и Парадный вестибюль.
Большой зал В Строгановском дворце достаточно хорошо сохранился Кабинет (музей) графа А. С. Строганова, отделанный в стиле классицизма. Из ныне существующих залов его составляли: так называемый зал Гюбера Робера, Минеральный кабинет, Картинная галерея — наиболее знаменитая часть, Библиотека и Физический кабинет.
Традиционно автором большей части интерьеров считался А. Н. Воронихин, пока в конце 1980-х Н. В. Глинка не защитила диссертацию о творчестве Ф. И. Демерцова. В ней, а также в ряде сопутствующих статей и книге 2002 было высказано предположение о том, что Ф. И. Демерцов был автором Картинного и Физического кабинета, а также двух Столовых (за Картинным кабинетом и в северо-западном углу здания).
Последний зал Н. В. Глинка считала совместным произведением Воронихина и Демерцова. Эта точка зрения была разделена В. К. Шуйским[6] и Ю. В. Трубиновым, но оспорена С. О. Кузнецовым. В начале XIX века в западной части дома вероятно А. Н. Воронихиным были отделаны Малая и Большие гостиные. К 1796 в доме А. Н. Воронихиным было закончено архитектурное оформление Физического кабинета, который представлял собой алхимическую лабораторию.
В 1820 К. Росси создал проект апартаментов кн. В. С. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, урожденной графини Строгановой. Сохранился незначительный фрагмент, большую часть в настоящее время занимает так называемый Зал с дубовым камином, связанный, вероятно, с периодом графа С. А. Строганова. П. С. Садовников в 1842 закончил формирование южного корпуса здания.
Начало ему было положено одноэтажной галереей Растрелли, которая соединяла покои барона С. Г. Строганова с кухней. В начале XIX века Воронихин сделал двухэтажную пристройку к западному корпусу, в которой разместился кабинет графини С. В. Строгановой. Между 1811 и 1814 он увеличил здание ещё на одну ось и с тех пор кабинетов была уже два — Большой и Малый.
В 1842 П. С. Садовников придал южному корпусу ныне существующий вид. Примером интерьерного творчества этого зодчего может служить лишь так называемая Парадная спальня в южном корпусе (реставрирована, но недоступна для обозрения).
Авторство множества работ не установлено. В северной части здания существуют Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова и примыкающая к первому из них так называемая Арабесковая галерея. Все они созданы в середине XIX века, как и известная ныне отделка Большая гостиная в западном корпусе.
Сад Строгановского дома.
Возможно существовал уже в 1793 и был разбит А. Н. Воронихиным. На планах Строгановского дома первой половины XIX сада нет. В 1908 он был распланирован для размещения скульптур и «гробницы Гомера», ранее находившихся на Строгановской даче. Был доступен для посещения и оставил в душе многих горожан ностальгический след о временах юности. Просуществовал до 2003, когда был вырублен, и на его месте открыт летний ресторан под навесами.
Коллекции.
Главная коллекция живописи принадлежала графу А. С. Строганову. Она была приумножена графом С. Г. Строгановым, который был также обладателем нумизматической коллекции и приумножил уникальное строгановское собрание сасанидского серебра. В XX веке во дворец попала живописная коллекция графа П. С. Строганова, а также предметы мебели из дома этого представителя рода. К 1930 все коллекции были перемещены в другие музеи, частично проданы, в том числе на аукционе 1931 в Берлине. В 2000 фрагменты были собраны для показа на выставке в США, которая затем была повторена во Франции (2002), Голландии и России (2003).
В 1897 году во дворце прошла выставка художественных предметов из частных собраний.
Большой зал. Восточная стена 4 октября 1912 года во дворце была совершена кража ценных бумаг и наличных денег, принадлежавших владельцу дворца. Шайка была арестована уже 15 октября. Наводчиком банды оказался бывший депутат Государственной Думы Алексей Кузнецов, который раздобыл план прохода во дворец у дворцового паркетчика Чугунова — своего земляка.
Первый план музеефикации и реставрации здания был составлен Н. К. Либиным, служащим графа С. А. Строганова. Музей в здании был открыт в 1919 и просуществовал до 1929. В первой половине 1920-х проводилась реставрация некоторых интерьеров. В 1935 был перекрашен фасад, который до 2003 оставался зелено-белым.
Затем здесь размещался Институт растениеводства Академии наук. С 1937 дом был передан военному ведомству. Интерьеры существенно пострадали. Научная комплексная реставрация ведется с 1991. Впервые для обозрения был открыт в 1995. Официальное открытие состоялось в 2003. С тех пор существует экспозиция, которая начинается в Новой передней и постоянно совершенствуется. К 2012 остался не отреставрированным лишь один интерьер на парадном этаже — Библиотека, соединенная с Физическим кабинетом. Предполагаемое время завершения всех работ 2014 год .
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.