Фото "АвтоВАЗа" и Ефима Репина, Мотор.ру
Подмосковный автодром «Москва» в Мячково кажется необитаемым. Парковка (она же паддок) безлюдна – приехавшие на трассу участники соревнований оставили свои автомобили и ушли. Ушли по хорошо знакомому им маршруту, не нуждающемуся в дополнительных пояснениях: ни одной таблички-указателя мы не обнаружили.
Куда подевались люди, легко понять, если заглянуть в стоящие сбоку приземистые сооружения: за дверями из гофрированного железа скрываются гаражи на несколько автомобилей, в которых к предстоящим заездам готовятся машины и пилоты. Компанию непосредственным участникам соревнований составляют две девушки-хостесс и редкие механики, непрерывно ковыряющиеся в недрах новеньких «Грант».
Попытки отличить гонщиков от негонщиков быстро приводят к пониманию того факта, что за руль сегодня сядут практически все – даже директор «АвтоВАЗа» по экономике и планированию Александр Кобенко и генеральный директор конкурирующего с «Москвой» автодрома «Смоленское кольцо» Олег Петриков. Чужие здесь не ходят – от Москвы можно доехать только на машине. Трансфер для прессы или болельщиков, разумеется, остался в воображении воображаемых же болельщиков.
Зато любой человек, попавший на автодром (да, это бесплатно, и да, за этим никто не следит) может не только воочию увидеть дорогие – ценой под два миллиона рублей – спортивные Granta, но и потрогать, и даже посидеть внутри: владельцы то и дело оставляют машины без присмотра, с открытыми дверями и капотами.
Опора отечественных гонок: автодром в Мячково. Долгое время подмосковная трасса оставалась чуть ли не единственным действующим автоспортивным сооружением страны, но о гоночной инфрастуктуре здесь почти не задумывались. Впрочем, отсутствие трибун и хоть какого-то интереса со стороны общественности никогда не останавливало бесстрашных российских пилотов – участники соревнований не скрывают, что отечественный автоспорт был и остается увлечением горстки энтузиастов, не претендующих на великие спортивные свершения. В этом отношении все происходившее на первом этапе Кубка Lada Granta кажется очень логичным: гонщикам перед стартом рассказывали, что означают клетчатый, голубой и красный флаги над трассой, механики пытались узнать время старта заездов у представителей прессы, а о зрителях никто не говорил в принципе – этот элемент автомобильного спорта в планы организаторов, похоже, пока не входит.
Рестарт
Кубок Lada Granta, как следует из названия, представляет собой гоночную моносерию, все участники которой выступают за рулем спортивных модификаций пока еще не выпускаемой модели Lada Granta. Начало серийного производства «Гранты» запланировано на конец года, но восемь автомобилей в комплектации Sport уже собраны и ждут своих покупателей.
На самом деле, производственные мощности АвтоВАЗа не имеют отношения к тем машинам, что вышли на старт гонки в Мячково – все автомобили Lada Granta Sport спроектированы и построены частной компанией «ТМС-Спорт», ранее называвшейся «Торгмаш Моторспорт». Главный идеолог проекта-московский бизнесмен Виктор Шаповалов, уже несколько лет продвигающий кольцевую программу «АвтоВАЗа».
В 2007 году Виктор Шаповалов основал гоночную команду «Русские медведи», а уже в следующем сезоне его коллектив дебютировал в чемпионате мира по кузовным автогонкам WTCC. Патриотизм побудил бизнесмена выставить на старт автомобили ВАЗ-2110, представленные европейским зрителям под брендом Lada 110 – на этих машинах команда провела полтора сезона. В 2009 году «Русские медведи» получили заводскую поддержку «АвтоВАЗа», пригласили британского гоночного аса Джеймса Томпсона и пересели на новые «Приоры», однако проект был прерван кризисом и администрацией тольяттинского завода – в конце сезона завод остановил финансирование, и Шаповалов был вынужден закрыть команду.
Новейшая история взаимоотношений «АвтоВАЗа» с автомобильным спортом пестрит неожиданными поворотами и неочевидными решениями, а единственным стабильно отсутствующим элементом в этом непредсказуемом действе являлась логика. В начале века завод запустил собственную моносерию на спортпрототипах, названных Lada Revolution. Чемпионат просуществовал несколько лет, получил нелестное прозвище «Лада Развалюшн» и незаметно исчез.
Следующим шагом в сторону автоспорта была попытка участия завода в серии WTCC: в 2009 году «АвтоВАЗ» стал четвертым производителем наряду с SEAT, Chevrolet и BMW, выставившим заводскую команду в чемпионате мира. Отечественный коллектив «Русские медведи» постепенно набирался опыта, однако администрация завода, по-видимому, решила, что одного сезона будет достаточно, и ликвидировала программу.
За прошедший год появились слухи о возможном участии «АвтоВАЗа» в раллийной серии IRC с автомобилем Lada Kalina, однако на заводе, похоже, мало кто верит в этот проект.
В прошлом сезоне попытка реанимировать международную программу «АвтоВАЗа» была неожиданно предпринята их заклятыми соперниками по российскому турингу – командой «Лукойл». Нефтяники пообещали взять на себя половину расходов по обеспечению выступлений спортивных седанов Lada Priora в WTCC, однако тольяттинская администрация не оценила широты жеста. В итоге, «Лукойл» объединился с SEAT, а «АвтоВАЗ» вместо возвращения в чемпионат мира дал рестарт своей гоночной программе отечественным Кубком Lada Granta.
Для участия в первом этапе Кубка Lada Granta в ООО «ТМС-Спорт» успели собрать восемь машин, но уже к следующей гонке в Нижнем Новгороде количество автомобилей обещают довести до 13. Всего до конца сезона планируется построить 20 шасси Lada Granta Sport.
Granta и ее правила
Календарь сезона Кубка Lada Granta на 2011 год состоит из семи этапов. После инаугурационных заездов в Мячково участников ждет визит на трассу «Нижегородское кольцо», двойной этап в Смоленске, возвращение на автодром «Москва» и осенние выезды в Казань и Тольятти.
За один уик-энд планируется проводить две гонки часовой длительности, очки в которых будут начисляться по системе Формулы-1 – от 25 за первое место до одного за десятое. Дополнительный балл можно получить, показав быстрейший круг в гонке или завоевав поул-позицию. Старт обеих гонок дается сходу.
С целью снижения стоимости участия в чемпионате и привлечения в отечественный автоспорт новых пилотов организаторы Кубка Lada Granta разрешили гонщикам делить один автомобиль по ходу заезда. В каждой гонке предусмотрен обязательный пит-стоп с фиксированным минимальным временем технического обслуживания. Такая норма позволяет уравнять экипажи из двух пилотов с гонщиками, выступающими в одиночку: предельное время пит-стопа (по предварительным данным – минимум минута) позволит членам экипажа без временных потерь сменить друг друга за рулем. Соответственно, пилоты «без пары» должны будут простоять положенное время в боксах.
Любопытно, что количество совладельцев одной «Гранты» вообще фактически не лимитировано. По замыслу устроителей серии, в двух гонках этапа за рулем одного автомобиля могут проехать четыре пилота по очереди: два в субботу и два в воскресенье. Стоит признать, что подобный формат в России еще не применялся.
Арендовать Lada Granta Sport на один этап Кубка со всем техническим сопровождением стоит 150 тысяч рублей. За эти деньги машину привезут на автодром, подготовят к старту и будут чинить по мере необходимости. В случае совместной аренды стоимость не увеличивается: ради выхода на старт за рулем новой «Гранты» четырем пилотам любителям нужно будет скинуться всего по 37,5 тысячи рублей. По меркам отечественного автоспорта – смешные деньги.
Правда, на первом этапе «Гранты» замучали поломки – у машин заклинивало тормоза, были неполадки с гидроусилителями, горели моторы. Впрочем, для автомобилей, не прошедших полноценную программу тестов из-за нехватки времени, это нормально.
Как нам рассказал директор по экономике и планированию «АвтоВАЗа» Александр Кобенко, модель совместного участия предполагает выступление в одном экипаже профессионального гонщика вместе с так называемым «бизнес-драйвером» – обеспеченным водителем, желающим попробовать себя в автоспорте.
Для обострения борьбы организаторы серии ввели дополнительные гандикапы на пит-стопах. Лидирующая машина обязана будет простоять в боксах на 15 секунд дольше положенного времени, автомобиль, идущий вторым – десять, а замыкающий призовую тройку экипаж получит пятисекундную прибавку.
У потенциальных участников Кубка Lada Granta есть два варианта вступления в чемпионат. Помимо очевидной аренды машины у «ТМС-Спорт», пилот может приобрести «Гранту» в собственность: покупка уникального автомобиля обойдется такому энтузиасту в 1 миллион 890 тысяч рублей. И наценка здесь минимальная-себестоимость спортивного автомобиля составляет 1 миллион 800 тысяч.
Даже если водитель отважился купить Lada Granta, это не дает ему право самостоятельно работать над внутренностями автомобиля-можно только настраивать подвеску и тормоза. Обслуживание двигателей и коробок передач может осуществляться исключительно сотрудниками «ТМС-Спорт», а наиболее важные агрегаты машины опечатаны. В случае самовольного нарушения печати участника просто не допустят к гонке.
Транслировать гонки на телевидении в этом сезоне не будут — серия запускалась в такой спешке, что ни с одним каналом просто не успели договориться. Однако в планах устроителей не только многолетнее будущее серии с регулярными ТВ-обзорами, но и возможное вступление в российский чемпионат по кузовным гонкам RTCC.
Впрочем, представители АвтоВАЗа, присутствовавшие на пресс-конференции по случаю запуска новой серии, похоже, сами не в курсе долгосрочных планов директората тольяттинского завода. К примеру, для участия в RTCC «Гранте» придется менять двигатель: установленный на новую «Ладу» турбомотор объемом 1,6 литра не вписывается в технические требования ни одного из четырех классов российского турингового первенства.
Скорее всего, Кубок Lada Granta так и останется дружеским междусобойчиком. Брендированное название чемпионата позволяет рекламировать новую модель одним только существованием моносерии, а отсутствие машин конкурирующих производителей надежно защищает АвтоВАЗ от проигрышей: победителем каждой гонки на сто процентов станет пилот на Lada Granta.
Самая спортивная Lada
Пробные заезды в Мячкове помогли определить приблизительное место «Гранты» в отечественной автоспортивной иерархии. Пилоты преодолевали круг по автодрому «Москва» за минуту 50 секунд – это на 10 секунд быстрее спортивной Kalina и на пять медленнее монстров «Туринга» RTCC. Впрочем, по регламенту автомобили чемпионата России весят в полтора раза больше Lada Granta, так что сравнение будет не совсем корректным.
Салон Granta Sport по-спортивному аскетичен, а в существующей версии на машины установлены приборные панели от «Калины» (фото слева). Стандартный бензиновый мотор ВАЗ-21126 оснащен турбонагнетателем (фото справа) и позволяет машине разгоняться до «сотни» за 5,6 секунды. Максимальная скорость автомобиля-219 километров в час.
Гоночные «Гранты» оснащены четырехцилиндровыми 1,6-литровыми турбодвигателями с крутящим моментом 280 Ньютон-метров, достигаемым при четырех тысячах оборотах в минуту. Пиковая мощность с 32-миллиметровым рестриктором составляет 235 лошадиных сил. Сцепление – металлокерамическое, диаметром 184 миллиметров, коробка передач – пятиступенчатая секвентальная, плюс дифференциал повышенного трения на передней оси. Представители «ТМС-Спорт» признавались, что изначально хотели поставить на машину шестискоростную коробку, но жесткие ценовые ограничения вынудили компанию ограничиться пятью передачами.
Подвеска – KW, регулируемые стабилизаторы, задняя балка основательно усилена и сдвинута далеко назад, что позволило увеличить колесную базу. Спортивная «Гранта» выглядит очень по-злому, да и едет неплохо. Жаль только, что на первом этапе поломок и сходов из-за технических проблем было слишком много – ведь строить машину «с нуля» очень непросто.
Все гоночные «Гранты» обуты в резину Yokohama и оснащены дисковыми тормозами AP-Racing (слева).
В целом же, Lada Granta Sport – это доступный, с оговорками, любительский автоспорт для тех, кто никогда не бывал на зарубежных соревнованиях и не совсем представляет, как могут и должны выглядеть настоящие гонки. Однако зная подход современного «АвтоВАЗа» к спорту, нельзя исключать, что уже спустя полтора года Кубок Granta может быть закрыт ради новой маркетинговой идеи тольяттинского завода. Идеи, которая в очередной раз отправит российский бренд в мир автоспорта с чистого листа…
оригинал:
http://motor.ru/articles/2011/06/18/granta/
Подпишись на RSS!
заработай с Понс!