Ассоциация юристов России включилась в работу по созданию института финансового омбудсмена. В ближайшее время потребители получат дополнительную возможность защиты своих прав во взаимоотношениях с финансовыми организациями.
Кто такой финансовый омбудсмен? Это наделенный государством или банковским сообществом особыми полномочиями представитель, которому каждый потребитель "денежных" услуг может пожаловаться на поведение организации, предоставляющей эти услуги. То есть если вы, например, вкладчик банка и вам кажется, что этот банк нарушил ваши права, вы можете обратиться к омбудсмену. Он бесплатно для вас разрешит ваш спор, причем для банка его решение будет обязательным. Вы же, если не согласитесь с этим решением, сможете обратиться в суд в общем порядке. Предполагается, что предельная сумма, подлежащая взысканию через омбудсмена, будет ограничена. Инициатива введения такого института была выдвинута Ассоциацией региональных банков России.
Основное отличие финансового омбудсмена заключается в отсутствии излишней бюрократии. Спор рассматривается в максимально короткие сроки и при минимальном количестве документов. Экономится время гражданина, ему не требуется собирать лишние доказательства и многократно являться на заседания, как это нередко происходит в суде. Отсутствует необходимость нанимать адвоката: служба омбудсмена выяснит все факты непосредственно у сторон спора и самостоятельно обеспечит юридическое обоснование своего решения.
В России обсуждение этой идеи началось сравнительно недавно. Ассоциация юристов поддержала инициативу и активно включилась в работу над законопроектом. Члены Комиссии АЮР по законодательству в сфере кредитных организаций и финансовых рынков сошлись во мнении, что учреждение такой службы благоприятно скажется на качестве защиты прав граждан. Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов и председатель комиссии Александр Турбанов считает, что "такой институт нужен хотя бы потому, что он станет еще одним эффективным механизмом по защите прав потребителя".
Представителей банков эта инициатива также порадовала. Банкиры сами заинтересованы в том, чтобы их клиенты были довольны, к тому же им нововведение еще и выгодно. Институт омбудсмена снизит количество обращений в суды и таким образом уменьшит расходы финансовых организаций на проведение тяжб. Кроме того, омбудсмен станет основным центром обработки жалоб. Сейчас недовольные по требители финансовых услуг часто пишут в несколько инстанций сразу. Это, конечно, слабо усиливает их защиту, но увеличивает работу банков, которым приходится отвечать на многочисленные запросы из разных ведомств. С этой точки зрения финансовым организациям станет комфортнее, если каждый потребитель будет знать, что есть единый центр обработки жалоб - независимый уполномоченный, который быстро, незатратно и без лишней бюрократии рассмотрит его жалобу.
Еще предстоит определить детали статуса омбудсмена. Будет ли он создан на базе Центрального банка или на основе банковских либо иных ассоциаций? Станет ли этот институт обязательным для всех банков или они сами должны определяться в их подведомственности омбудсмену? Все подобные вопросы еще предстоит выяснить. Но эксперты ассоциации сошлись в основном - такой институт полезен для общества, а омбудсмен должен быть независим от сторон спора. Это даст возможность действительно объективно рассматривать разногласия потребителей с финансовыми организациями.
Таким образом, институт омбудсмена станет удобным для всех и будет соответствовать международному принципу взаимовыгоды. Граждане получат новую возможность защищать свои права, банки - более понятный и простой механизм разрешения споров. Существенно разгрузятся суды, вынужденные рассматривать большое количество мелких исков, связанных с финансовыми услугами.
Александр Торшин, первый заместитель председателя Совета Федерации,член президиума АЮР:
- Создание института финансового омбудсмена поможет сделать наш рынок банковских услуг более цивилизованным и прогрессивным, разгрузить суды и повысить правовую грамотность населения.
Вполне вероятно, что новация повысит доверие населения к финансовым институтам, будет способствовать тому, чтобы россияне чаще обращались в банки. На сегодняшний день, если не принимать в расчет оплату коммунальных платежей, реально пользуются услугами банковской системы не более 15 процентов населения.
В то же время я предвижу немалые сложности при подготовке закона об омбудсмене. Потребуется кропотливая юридическая работа по определению его правового статуса (реально это новый внесудебный орган), понадобятся существенные финансовые затраты. У омбудсменов должен быть квалифицированный, хорошо оплачиваемый - поскольку этот вид деятельности весьма коррупционен - штат экспертов. Разработчики закона пытаются "встроить" этот институт в уже действующую правовую систему медиации, обойтись без бюджетных затрат, но это вряд ли получится. А отношение минфина к дополнительным затратам из госказны всем хорошо известно. К тому же с учетом нашей огромной территории понадобятся представительства финансового омбудсмена в федеральных округах, что также повлечет за собой бюджетные затраты.
Есть и другие сложности: определение самого процесса рассмотрения жалоб, набор необходимых документов, порядок исполнения решений. Кроме того, нужна мощная разъяснительная работа, чтобы население узнало о деятельности нового института.
http://www.gorodfinansov.ru/citata/index.php?article=10071