Мозаики мёртвого города
Везувий, словно богиня Арфродита, возник со дна морского из пенной пучины в далёкую доисторическую пору. На памяти современников он всегда был величественной горой, поднимавшейся над Неаполитанским заливом и господствовавшей над окружающими городами. В этой местности города Помпеи, Неаполис, Стабия, Нукерия, Геркуланум и многие другие развивались и процветали. Из них к этому времени город Помпеи стал едва ли не заметнейшим в римской империи. Дома там строили из известняка – нередко в два этажа. Границы города увеличивались уже в четвёртом века до нашей эры и продолжали расширяться и совершенствоваться вплоть до катастрофы. В первом веке Везувий неожиданно всполошил всю округу мощными взрывами и землетрясениями. Местность стала обильно покрываться оседавшим на жителей вулканическим пеплом. Состоятельные жители и вольные граждане покидали город. Оставались те, кто не хотел покидать свои дома и собственность. Рабы обязаны были охранять имущество и скот. Впрочем, затишие длилось не долго. Вулкан разразился мощным извержением раскалённой магмы и новыми выбросами горячего пепла. Спасения не было. Гневный Везувий полностью уничтожил город, а руины задохнулись под трёхметровой коркой спёкшегося пепла. Похожая судьба постигла и ближайшие города - Геркуланум, Стабию, Нукерию и Неаполис. В дальнейшем археологические раскопки в мёртвом городе обнаружили под огромным слоем окаменевшего пепла прекрасные мозаичные полы и великолепные настенные мозаики, сработанные "античными" ремесленниками и художниками.
Красивый мозаичный пол в зале владельца этого дома. Справа видна лестница в верхний этаж. Из этого делаю вывод, что здание не одноэтажное, а приглядевшись к окну, вижу, что дом не на самой земле.
За разрушенной стеной виден простенок, украшенный мозаикой, на которой изображён человек, держащий, по-моему, серебряную, наполненную жидкостью, лохань. Рядом птички: интересный сюжет.
А на этом сюжете показаны комедианты. Видно по позам, что остановились и играют что-то весёлое у входа в дом.
Эта мозаика по содержанию для меня не ясна. На сайте названа "Pomp". По картинке видно, что трое старших женщин (правая даже очень старая) журят четвёртую. По-моему, это не просто жанровая сценка. Возможно, это иллюстрация из педагогического поучения.
Три персоны расположены, словно три своеобразных "грации": пение, поэзия и театр. Мужчина, сидящий в кресле (или на троне) со свитком на колене, позможно, поэт или символ, представляющий поэзию. В моём распоряжении слишком мало информации, а прочитать (по-каковски?) я не сумел. Зато картинка хороша.
Конь выполнен великолепно!
Обитатели морского дна прорисованы, хотя и средствами мозаики, очень чётко - совершенно мастерски.
:::::::::: ооо0ооо::::::::
Мозаика "Битва при Иссе" между Александром Македонским и персидским царём Дарием.
Оба крупных фрагмента батальной мозаики я нашёл в старом израильском журнале