История мебели
XV-XVI века.
Мебельное искусство длительное время развивается под влиянием европейских, главным образом голландских образцов. Ренессансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы. Чисто ренессансный стиль складывается в период правления королевы Елизаветы (1558-1603), но наиболее совершенными творениями столярного искусства в это время были тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивали стены покоев в замках английских феодалов. Мебель, исполненная в дубе, пока еще громоздкая, рассказывается на
http://history.rin.ru.
Следующий период английского Возрождения охватывает почти весь XVII в. В мебельных формах сначала чувствуется влияние итальянских мастеров, позднее при английском дворе работают французские и голландские мастера. Столы, стулья и кресла имеют точеные, а позднее гнутые ножки. Поверхности шкафов и сундуков обрабатывают резными филенками с беспокойными по ритму орнаментальными композициями. Незаменимым предметом каждого английского дома был стол с опускающимися полами и раздвижными ножками. Мебель изготовляют уже не только из дуба, но из ореха и различных экзотических пород дерева. Для мебели английского Возрождения (1603-1688) характерны точеные, режегнутые ножки.
XVII век.
В Англии барочный стиль складывается к 60-м годам XVII в. Для переходного периода от позднего Возрождения к барокко были характерны прямые точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками, гнутые ножки, отделка резными филенками с энергичным беспокойным по ритму орнаментом. Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетены камышом, что придает им большую легкость. В этот период появляется глубокое кресло с мягкой спинкой, сиденьем и подлокотниками, которое почти без изменений сохранилось до наших дней. Искусство мебели этого периода связано с именами крупного английского архитектора Кристофера Рена и резчика по камню и дереву Гриплинга Гиббонса.
Расцвет английского барокко совпадает с правлением королевы Анны (1702-1714), и поэтому его часто называют "стиль королевы Анны". Мебель этого периода отличается простотой, мягкостью линий, чистотой форм и ясностью построения. Широко применяют черную и красную лаковую технику в китайском характере, орнаментальную инкрустацию, изогнутую ножку-кабриоль. Характерные типы мебели-кабинет с нижней частью, решенной в виде стола; туалетный стол со стоящим на нем зеркалом.
В конце периода (1714-1727) под влиянием Китая развиваются формы мебели из бамбука (стиль Чембер).
Первая половина XVIII века.
К началу XVIII в. английская мебель приобретает самобытный характер и начинает оказывать влияние на мебельное искусстве других стран. Развитие мебели в Англии начала XVIII в. связано с именем Томаса Чиппендейла (1718-1779), создавшего множество разнообразной мебели. Особенно популярным его имя стало после выхода (1754) его книги "Директор" ("The Gentleman and Cabinetmaker's Director"), в которую было включено 160 гравированных листов-проектов мебели. Сборник Чиппендейла издавался трижды как в самой Англии, так и в других странах.
Большую известность Чиппендейл приобрел и как практик, возглавляя мастерскую, изготовляющую мебель. Мебельная мастерская занималась не только производством отдельных мебельных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностелпрайори (одно из поместий, оборудованное мастерской Чиппендейла) все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением фирмы. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Фирма Чиппендейла Просуществовала более полувека.
Мебель Чиппендейла обладает рядом характерных черт, отличающих ее от французской мебели стиля рококо. В Англии особенно сильным было увлечение китайским искусством, что проявилось в решении ножек мебели, имеющих изогнутую форму с широкой лобовой частью, внизу с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменяются львиной лапой или просто наплывом. Лобовая часть украшается резьбой, часто веерообразной раковиной.
Отличительная особенность английской мебели этого периода - отсутствие золочения и бурно развивающееся применение красного дерева при изготовлении мебели. Появление красного дерева связано с английской колониальной торговлей. В Англии впервые в 1720 г. было введено красное дерево в мебельное производство. Благодаря своему цвету, глубине тона, богатству текстуры оно быстро завоевало популярность во всех государствах Европы.
В Англии по-своему решались двухъярусные шкафы, выполняемые из ореха, с преобладанием строгих и рациональных форм, с филенками, окруженными профилями. Английским мебельщикам принадлежит также заслуга разработки складного стола с опускающимися полами и раздвижными точеными витыми ножками.
Разнообразна мебель для сидения. Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла отличаются максимальным комфортом, особенно так называемые "крылатые" кресла с высоко поднимающимися подлокотниками.
Большие застекленные книжные шкафы снабжены фасонной пайкой стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахинами в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.
Своеобразие английской мебели XVIII в., самым характерным мастером которой был Чиппендейл, во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера и мебели, а также наложило свою печать на решение собственно мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений, характера отбора декоративных элементов. Элементы готики, китайского искусства, французского рокайля носят более сдержанный характер, более просты и ясны. Введение орнаментальных мотивов рокайля не нарушает симметрии изделий, а готика хорошо уживается рядом с классическим строем пропорций.
Вторая половина XVIII века.
Этапы классицизма в Англии обычно подразделяют на стиль Адама и Хэплуайта (середина 70-х годов) и стиль Шератона (после 1790 г). Большое влияние на развитие классицизма в Англии оказал архитектор Роберт Адам, много работавший в области интерьера и издавший в 1776 г. сборник с проектами мебели и архитектурно-декоративного оформления помещений.
Проекты мебели Р. Адама имели большое значение для популяризации античных мотивов. Для мебели Адама характерно использование светлых пород дерева, легкие пропорции, четкие контуры, резьба в низком рельефе. Распространенными мотивами декора были гротески, фестоны, цветочные гирлянды, овальные розетки, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты. Типичными для английской мебели были мотив пальмовой ветви в спинке стула и карниз шкафов, обработанный каннелюрами.
По проектам Адама изготовляли разнообразную мебель: консоли, комоды, кабинеты, застекленные шкафы, легкие стулья с обитыми и плетеными спинками овальной, круглой и прямоугольной формы, кресла и диваны, близкие античным прототипам, сервант, представляющий комбинацию буфета и сервировочного стола. Адаму принадлежит введение в мебель росписи, которую выполняли приглашенные итальянские мастера (Перголези, Чиприани, Дзукки), особенно много работала в области мебели и интерьера Анжелика Кауфман.
Мебель Георга Хэплуайта, который особенно продуктивно работал в 1775-1786 гг., близка по форме мебели Чиппендейла, но отличается большей простотой форм, элегантностью, легкостью. Выполняли ее из красного дерева и других светлых пород, для маркетри широко использовалось атласное дерево. Особенно характерно решение спинок стульев и кресел: по форме они напоминают щит и выполняются либо ажурными, либо мягкими. Наиболее часто применение в спинках стульев трех переплетающихся друг с другом стрельчатых арок, расходящихся веером пальмовых листьев. Кровати Хэплуайта с балдахином, держащимся на тонких стойках. Корпусная мебель проста по форме. Некоторые изделия, например комоды, совершенно лишены декора. Многочисленны виды шкафов: двух- и трехъярусные платяные, книжные с фасонной пайкой стекол в виде тонких геометрических орнаментов.
В творчестве Томаса Шератона получили дальнейшее развитие тенденции и характерные черты английской мебели. В его мебели главенствуют прямые линии, четко выявлены конструктивные формы. Мебель для сидения отличается разнообразием спинок, изящные по пропорциям и рисунку диваны снабжены мягкими спинками и сиденьями, изголовья кушеток решаются в виде глубокого кресла. Балдахины кроватей по форме напоминают шатер. Особенно разнообразны по форме и назначению столы Шератона: женские письменные столы со шторкой, рабочие и карточные столы, туалетные столики. Шкафы различных видов удобны и скромны по отделке. Широкую популярность Шератону принесли выпущенные им альбомы.
Английская мебель классицизма отличалась от французской большей строгостью в следовании античным образцам, а также созданием новых практичных типов мебели. Рациональность конструкции английской мебели, ее удобство и комфортабельность сделали ее популярной в Европе и определили ее влияние на мебель других стран, в том числе и на русскую мебель.
Такая вот необычная и удивительная история сопровождает развитие мебельного искусства. Современная мебель, конечно, отличается от образцов старинной, но она не менее красива и удобна. Уютный современный офис – это заслуга современных мастеров, и, чтобы работалось с комфортом, достаточно заглянуть в
прайс стул офисный и выбрать мебель по душе).