-Цитатник

ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ ПАРУСНО-МОТОРНОЙ ШХУНЫ *КОРАЛЛ* - (0)

О первом дальнем плавании парусно-моторных шхун ...

ВЯЗАНЫЕ КОФТОЧКИ 50-Х - (0)

Вязаные кофточки 50-х. Вязаные ретро кофточки из ириса. ...

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. - (0)

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. Рукоделия от Оксаны В этом видео покажу...

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... - (0)

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... ...Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в...

✨ СЕМЬ КЛАССИЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ - (0)

✨ Семь классических мелодий для утреннего пробуждения   Тёмным ноябрьским...

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
00:15 21.02.2011
Фотографий: 26

 -Я - фотограф

Клуб по интересам – Хонда

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Clara_C

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 59) For_the_diary town_of_art МДС про_искусство Особенные_Аватарки Мой_любимый_КРОЛИК Моя_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Всем_Вкусно для_милых_девушек _П_И_А_Р_ НЯшные_штучки Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА BeautyMania Царство_Кулинарии Мир_леса Радуга_женственности ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ ХоЧуНиМаГУ Обречены_на_Счастье рецепты_красоты_и_здоровья Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Кошколюбам Картинки_для_днева Аниме_галерея Готические_фотки Обмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide Астреа MY_HIT Собаководы_России JMusic Школа_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Найди_ПЧ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты Системно-векторная_психология Это_Смешно -HochuVseZnat- Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Только_для_женщин Frondam Israel kayros
Читатель сообществ (Всего в списке: 23) axeeffect_ru little_anime_house _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ Quotation_collection Art_Factory ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ Art_Avenue Авто-Любитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt Релакс_и_вдохновение ru_garfield Системно-векторная_психология Мир_клипарта О_Самом_Интересном Frondam kayros Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 36325


ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ ПАРУСНО-МОТОРНОЙ ШХУНЫ *КОРАЛЛ*

Вторник, 02 Января 2024 г. 19:32 + в цитатник
Цитата сообщения Лилия_Евгеньевна О первом дальнем плавании парусно-моторных шхун

5158259_ (700x492, 283Kb)

5158259_img025_1280hh (160x98, 9Kb)

Парусник "Крузенштерн"

5158259_104yyy (160x100, 4Kb)

Первое экспедиционное судно "Персей"

 
ЧЕРЕЗ ДВА ОКЕАНА 
 
    Весной 1947 года капитан дальнего плавания Б. Шанько получил новое назначение - ему предложили сдать пароход "Барнаул", принять шхуну "Коралл" и перегнать ее на Дальний Восток. Шанько уже видел "Коралл" и однотипного "Кальмара" в Лиепае. "Я любовался красивой прогибью их корпусов и с острой завистью думал о тех счастливцах, которые поведут эти шхуны по голубым просторам океана, - писал Борис Дмитриевич, - воскрешая то тонкое искусство управления парусным судном, которым так славились русские моряки времен парусного флота. И вот мечта сбылась...
    После окончания Великой Отечественной войны наши парусники пока не совершали дальних вояжей. Да, в 1926 году барк "Товарищ" ходил из Мурманска в Южную Америку, спустя два года учебная шхуна "Вега" обогнула Европу, незадолго до начала второй мировой войны шхуна "Звезда" совершила переход из Одессы в Нагаево.
 
 
   ...В Лиепае Шанько познакомился с командой, набранной из моряков-дальневосточников (к сожалению, почти никто из них не ходил под парусами), и с "Кораллом".
   Шхуну построили в 1946 году. Она была четвертой в серии парусно-моторных судов, предназначенных для перевозок мелких партий грузов между рыбными заводами Приморья, Сахалина и Камчатки. Расположены они вдали от  регулярных линий, и гонять туда пароходы было нецелесообразно. А вот суда типа "Коралл" - небольшие, обслуживаемые немногочисленной командой, для этого подходили как нельзя лучше.
 
   Спроектировали их удачно. В центральной части - два трюма, в корме - надстройка, штурманская и рулевая рубки. Три мачты несли косые паруса, управлять которыми можно было с палубы, не поднимаясь на реи. Имелся на шхуне дизель, запас топлива обеспечивал его работу в течение 7 суток, а дополнительные цистерны вмещали еще 13-суточный запас солярки. На такой же срок - 20 суток - шхуна принимала и пресную воду. Одним словом, "Коралл" представлял собой удачно задуманный тип судна малого - прибрежного - каботажа. Но каким оно получилось, предстояло выяснить во время океанского перехода Шанько и капитану однотипного "Кальмара" А. А. Мельдеру, слывшему опытным "парусником".
 
   Обе шхуны, сопровождаемые пароходом "Барнаул", должны были пересечь Атлантику, пройти Панамским каналом в Тихий океан, потом вдоль побережья Северной Америки, Алеутских островов, а затем спуститься вдоль Камчатки к Владивостоку. 
   Последние дни перед выходом в море экипажи тренировались в постановке и уборке парусов. Сначала на эти операции уходило по полтора часа, потом моряки приноровились и стали укладываться в 15-20 минут. Испытывали маневренность судна под мотором.
   Утром 6 мая Шанько приказал свистать всех наверх. Снялись со швартовых. Прощально загудели стоявшие в порту пароходы, а над береговым постом Лиепаи поднялся сигнал "Счастливого плавания"...
 
   Пароход через Балтийское море прошел спокойно, если не считать, что штурманам и рулевым приходилось тщательнее обычного выдерживать курс - рекомендованные фарватеры теснились среди невытраленных еще минных полей. Война напомнила о себе и в Ла-Манше, который "Коралл" и "Кальмар" миновали в густом тумане, под моторами. Когда белесая пелена рассеялась, моряки увидели, как писал Шанько, "длинный барьер из нагромождения погибших, разбитых судов. Все покрыто ржавчиной, и издали кажется, что кладбище кораблей густо покрашено суриком...".
 
   В английском порту Плимут, куда наши суда зашли пополнить припасы, моряков удивило обилие американских военных, заполонивших улицы старинного города, откуда уходили в дальние плавания открыватели новых земель и "пираты ее величества".
   Из Плимута шхуны пошли на Мадейгу, следуя курсом, проложенным столетие назад  штурманами фрегата "Паллада". Только теперь, в открытом океане, шхуна подняла паруса. Бискайский залив маленькая флотилия миновала благополучно, но на траверзе Лиссабона ее прихватил восьмибалльный шторм. Пришлось срочно убирать паруса, мощности дизеля хватало лишь на то, чтобы шхуны удерживались на месте. Не обошлось без потерь - сильнейшим порывом ветра на "Коралле" сорвало и бросило на палубу брифок-рей, и шхуна была вынуждена  лечь в дрейф.
 
   На островах Зеленого Мыса к парусникам присоединились китобойцы "Касатка", "Белуха" и "Дельфин" из флотилии "Слава". После промысла в Антарктике они тоже пошли на Дальний Восток. 
   Еще в Либаве команды "Кальмара" и "Коралла" договорились о социалистическом соревновании. В постановке и уборке парусов они шли на равных, но в скорости "Коралл" постоянно уступал сопернику, хотя суда были однотипными и находились в одинаковых условиях. Сказывался, видимо, опыт А. А. Мельдера. Тогда-то у "коралловцев"  и родилась мысль заменить вооружение прямым, клиперским - для плавания в зоне постоянных, ровных пассатов они подходили лучше, нежели косые.
 
   В начале июля флотилия достигла бухты Лимон, у входа в Панамский канал. Здесь шхуны поставили в ремонт: на "Коралле" потребовалось обновить обшивку в носовой части. Заметив, что американцы не очень торопятся, а сутки стоянки на верфи обходились в 500 долларов, моряки сами заменили обшивку в носовой части левого борта. Работали по-стахановски и справились с делом за три часа вместо... трех суток, по-американски.
 
   В августе электровозы-буксировщики осторожно ввели шхуны в шлюзы Панамского канала - парусникам идти по нему самостоятельно запрещено. При стоянке в американском порту Лонг-Бич, на совещании капитанов, решили изменить план перехода. "Барнаул" и китобойцы пошли вдоль побережья Северной Америки - как и было намечено. А шхуны, приняв груз для Дальнего Востока - компрессорное масло в бочках и бухты сизальского троса, - направились к Гавайям, оттуда, зайдя в один из японских портов, во Владивосток. Пришлось наверстывать время, потерянное при затянувшемся ремонте.
 
   В октябре шхуны пришли в порт на Гавайях. Здесь русские моряки впервые побывали еще в 1804 году, когда шлюпы "Нева" и "Надежда" совершали кругосветное плавание. На мачтах "Коралла" закрепили тонкие, стальные реи - паруса сшили сами, при переходе через Тихий океан. А опробовали новое, "фрегатское"  вооружение в плавании. Надежды моряков оправдались - скорость "Коралла" возросла почти на два узла.
 
   На подходах к Японии капитан "Кальмара" А. А. Мельдер сообщил Шанько, что направляется в Иокогаму пополнить некоторые припасы. А "Коралл" мчал без остановок и 17 ноября вошел в Цусимский пролив.
   Японское море встретило шхуну сильным штормом со снегом. Мало того, в машинное отделение стала поступать  вода. Положение было настолько тревожным, что следовавший параллельным курсом пароход "Десна" получил приказ взять парусник на буксир.
 
   ...23 ноября 1947 года береговой пост на мысе Гамова, что у входа в залив Посьета, запросил шхуну: "Сообщите ваши позывные!" Еще двое суток, и "Коралл", убрав паруса, вошел под мотором в бухту Золотой рог и отдал якорь. За кормой осталось  17945 миль. Первое дальнее плавание парусно-моторных шхун закончилось. А в Либаве по их пути готовились идти другие суда этого типа.
 
5158259_PARYSA2 (700x396, 71Kb)
 
Федор Надеждин, историк
Рис. Михаила Петровского
Ист. журнал "Техника-молодежи" 8/1987 

Серия сообщений ""Техника - молодежи" СССР":
Часть 1 - Биография сахара
Часть 2 - Занимательная История
...
Часть 32 - Пространство мысли ч.II
Часть 33 - О некоторых событиях и открытиях прошлого столетия
Часть 34 - О первом дальнем плавании парусно-моторных шхун
Часть 35 - Упрямый мир пружин
Часть 36 - Мышцы - двигатель будущего
...
Часть 42 - Космический дом человечества
Часть 43 - Фото со смотра-пробега антикварных автомобилей в Юрмале в 1986 году
Часть 44 - Московский вернисаж «багги». Фото со Всесоюзного смотра-конкурса кроссовых автомобилей в 1974 году
Рубрики:  история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку