Количество жалоб на поведение коллекторов в 2010 году выросло. По статистике, за 12 месяцев банки передали таким агентствам в 1,5 раза больше проблемных кредитов, чем годом раньше. Ночными звонками по телефону и тюремным жаргоном на другом конце провода уже никого не удивишь. Поэтому способы взимания средств все совершенствуются, рассказали Metro антиколлекторы из “Долг-офф”.
Еще осенью должников пугали тем, что в случае неуплаты денег в указанный срок вырастут проценты по кредиту или в отношении заемщика возбудят уголовное дело по факту мошенничества и злостного уклонения от уплаты кредита.
Сейчас методы отъема денег дополнились новыми. Уже несколько месяцев на дом к неплательщикам выезжают некие “досудебные” приставы, придуманные коллекторами. Последние и так любят представляться сотрудниками силовых структур, но появление новоявленных приставов, говорят антиколлекторы, и вовсе вводит должников в состояние тяжелого стресса.
Второй способ из сравнительно новых – рассылка поддельных исполнительных листов. Несколько сотен подобных постановлений было отправлено с требованием погасить задолженность перед одним очень известным банком. В самой кредитной организации, разумеется, утверждают, что они ни при чем, и обещают разобраться в ситуации. Выяснить, кто занимается рассылкой, не удалось, но эксперты не исключают, что отправителями вполне могут быть сотрудники одного из коллекторских агентств.
Также неплательщиков нередко пугают “упрощенным судебным производством”, которое, по версии коллекторов, будет проходить без участия самого человека, и он узнает о результатах лишь в тот момент, когда приставы будут описывать имущество.
– Понятие “упрощенное судебное производство” в российском законодательстве отсутствует, – говорят антиколлекторы.
Из более старых методов выделяют опубликование данных о должниках на доске позора в Интернете. Но и креатива в работе коллекторов хватает. Некоторые агентства даже помогают должнику найти работу, чтобы заплатить долги, или обращаются к его родственникам, если тот стесняется это сделать сам.
Единой схемы борьбы с такими недобросовестными агентствами по вымоганию долгов нет, так как в большинстве случаев при прорабатывании тактики противостояния коллекторам необходимо исходить из конкретной обстановки, отмечают антиколлекторы. Однако есть несколько пунктов, которые играют ключевую роль при общении с ними.
– В первую очередь необходимо попросить коллектора полностью представиться: фамилию, имя, отчество, полное наименование коллекторского агентства, в котором он работает, – говорит Александр Далиненко, исполнительный директор “Долг-офф”. – Далее следует потребовать у него документальное подтверждение его полномочий. Коллекторы могут действовать в интересах банка по агентскому договору, или по доверенности, или в своих интересах по договору уступки права требования (цессии). Если коллектор отказывается представиться, пояснить юридические основания своих требований, то Вы имеете полное право не разговаривать с ним. Если звонки продолжаются, тем более если звучат угрозы, то необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Необходимо помнить, что вы не обязаны отвечать на расспросы коллекторов, касающиеся Вашей частной жизни, говорят эксперты.
– В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, – считает Далиненко. – Если коллекторы начинают звонить Вашим родственникам, знакомым, коллегам по работе или работодателю, распространяют порочащую Вас информацию, угрожают или прибегают к психологическому или физическому давлению, то также необходимо обращаться за защитой Ваших прав в соответствующие органы.