-Цитатник

ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ ПАРУСНО-МОТОРНОЙ ШХУНЫ *КОРАЛЛ* - (0)

О первом дальнем плавании парусно-моторных шхун ...

ВЯЗАНЫЕ КОФТОЧКИ 50-Х - (0)

Вязаные кофточки 50-х. Вязаные ретро кофточки из ириса. ...

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. - (0)

Носки спицами Мышки. Жаккард без протяжек. Мастер Класс. Рукоделия от Оксаны В этом видео покажу...

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... - (0)

Снег идет, снег идет, снег идет, и всё в смятеньи... ...Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в...

✨ СЕМЬ КЛАССИЧЕСКИХ МЕЛОДИЙ ДЛЯ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ - (0)

✨ Семь классических мелодий для утреннего пробуждения   Тёмным ноябрьским...

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
00:15 21.02.2011
Фотографий: 26

 -Я - фотограф

Клуб по интересам – Хонда

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Clara_C

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 59) For_the_diary town_of_art МДС про_искусство Особенные_Аватарки Мой_любимый_КРОЛИК Моя_косметика Live_Memory мир_красивых_поделок_и_изделий леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Всем_Вкусно для_милых_девушек _П_И_А_Р_ НЯшные_штучки Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА BeautyMania Царство_Кулинарии Мир_леса Радуга_женственности ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ ХоЧуНиМаГУ Обречены_на_Счастье рецепты_красоты_и_здоровья Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Кошколюбам Картинки_для_днева Аниме_галерея Готические_фотки Обмен_симпами Being_a_woman Camelot_Club Creative_Community Decor_Rospis FashionGuide Астреа MY_HIT Собаководы_России JMusic Школа_кулинара Moleskine_ART olivia_palermo PHOTO_KONKURS_LI_RU Photoshopia Найди_ПЧ Postcrossing-Liru Product_Forever_Living простые_рецепты Системно-векторная_психология Это_Смешно -HochuVseZnat- Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Только_для_женщин Frondam Israel kayros
Читатель сообществ (Всего в списке: 23) axeeffect_ru little_anime_house _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ Quotation_collection Art_Factory ГАЛЕРЕЯ_СТИЛЕЙ Art_Avenue Авто-Любитель Cine-Cinema Delirium_skill eau_de_source EurovisionMusic Fashion_TIME_JM MY_HIT PastimeArt Релакс_и_вдохновение ru_garfield Системно-векторная_психология Мир_клипарта О_Самом_Интересном Frondam kayros Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 36325


Томас Гейнсборо (1727—1788)

Суббота, 08 Февраля 2020 г. 22:54 + в цитатник

"Томас Гейнсборо. Десять историй из жизни главного британского художника XVIII века"

Автор: Наталья Игнатова

Увидев впервые картины английского художника Томаса Гейнсборо (1727—1788), вы, скорее всего, запомните их навсегда.

Безусловная красота исполнения и воздушность передаваемых текстур создают ощущение, что на его портретах изображены герои сказок или театральных постановок, а пейзажи «описывают» самую уютную местность на свете.

Его искусство сформировалось в Англии — в период заката «пышного» барочного стиля, когда в моду стало входить более реалистичное искусство. При этом стиль Гейнсборо особенный.

Он представляет собой квинтэссенцию одновременно роскоши, легкости, исторической точности и, как бы неожиданно это ни показалось, музыкальности.

 

Автопортрет, ок. 1759 года

Семья

Томас Гейнсборо родился в крошечном городке Садбери, что в восточной части Англии. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Его отец — Джон Гейнсборо — торговал сукном, сделанным на дому пряхами и ткачами, и владел городской монополией на изготовление саванов (одежды для усопших). Периодически ему приходилось совершать довольно дальние деловые поездки в материковую часть Европы — во Францию и Голландию.

Биограф Томаса Гейнсборо, Уильям Фулхер, отмечал находчивость Джона, который постоянно пытался извлекать дополнительные, зачастую не совсем легальные доходы от своей деятельности. Как-то раз таможенники получили сведения о том, что в повозке Гейнсборо через границу под покровом ночи провозится контрабандная водка. Проверявший воз военный уточнил, что находится в багаже Джона. На что тот — со словами «Сейчас я вам покажу!» — выхватил саван и… завернулся в него с головой. Шокированные этой сценой таможенники вынуждены были спешно ретироваться.

Впрочем, торговля не всегда приносила желаемую прибыль. Как отмечают современники, Джон обладал мягким характером и часто прощал должников, что в итоге привело его к банкротству.

Мать Гейнсборо — Сюзанна — увлекалась живописью. Особенно хорошо у нее получалось писать цветы. Ее работы не сохранились, но, судя по всему, именно она вдохновила Томаса на первые эксперименты с кистью и холстом.

«Портрет джентльмена с собакой в лесу», ок. 1746 года. Передано в Дом-музей Гейнсборо (Саффолк) на долгосрочное хранение из частной коллекцииа

Собаки

Томасу Гейнсборо пришлось рано повзрослеть. В 13 лет он отправляется в Лондон с целью стать художником, посещает уроки рисования, начинает продавать пейзажи — и с этого времени уже обеспечивает себя самостоятельно.

Любопытный факт: несмотря на то что Гейнсборо был страстным поклонником пейзажной живописи, а прославился и вошел в историю как талантливый портретист, одна из первых известных работ художника, выполненная в 1745 году, — это портрет бультерьера Бампера. На обороте холста художник оставил надпись: «Замечательно умный пес».

Гейнсборо очень любил животных и был талантливым анималистом, в портретах его кисти часто можно увидеть рядом с людьми собак, которые зачастую могут показаться более характерными и выразительными, чем их хозяева.

 

Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мэри, 1751 год

 

Дорога через лес и мальчик с собакой

 

An officer of the 4th Regiment of Foot--null

Свадьба

В 19 лет Гейнсборо женился на Маргарет Барр, незаконнорожденной дочери герцога Бофора, который закрепил за ней пожизненное наследство — 200 фунтов в год. Молодые люди выбрали для бракосочетания необычное место — Мейферскую часовню, знаменитую тем, что там венчали вступающих в брак против воли родителей. Вероятно, семье Томаса не слишком нравилось проис¬хождение невестки.

В Лувре хранится автопортрет художника с супругой: перед нами галантная сцена, в которой юноша восхищенно смотрит на свою спутницу, одетую в нежно розовое платье. Картина выполнена в модном французском стиле рококо, когда в живописи было принято создавать атмосферу непринужденной романтики. Следует отметить, что, по мнению современников художника, Маргарет была невероятно хороша собой. В браке у Гейнсборо родились две дочери, чьи портреты также сохранились.

 

«Дорога с рынка», ок. 1767–1768 годов

Характер

Чаще всего художники по складу характера либо амбициозны и предрасположены к эпатажу, либо, наоборот, застенчивы, скромны и склонны к рефлексии. Гейнсборо относился ко второму типу: не верил в свой талант до конца жизни, был придирчив к себе. В начале карьеры богатых покровителей у Томаса не было, но благодаря харизме и общительности он быстро обзавелся друзьями. Коллеги-художники, с которыми он встречался на жизненном пути, высоко ценили его способности.

 

«Портрет Самюэля Линли», 1778 год, Томас Гейнсборо © Картинная галерея Далич, Лондонд

Впрочем, жизнь в Лондоне (с высокой конкуренцией среди живописцев) почти не приносила денег. И вскоре художник решает покинуть столицу. Его взгляд устремлен в сторону небольших провинциальных городов, где, по мнению Томаса Гейнсборо, шансы на то, что его наконец-то заметят, будут выше. Так он оказался в Ипсуиче, где среди торговцев шерстью и сельскохозяйственными продуктами стал искать заказчиков для своих работ.

 

«Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали», ок. 1763–1767 годов

Маляр

Денежный вопрос решился далеко не сразу, об этом свидетельствует письмо, в котором художник красноречиво высказывается по поводу своих текущих дел: «Я заходил вчера к одному своему другу в надежде занять денег, чтобы расплатиться с вами, но из этого ничего не вышло. Но так как через неделю я кончу портрет адмирала, вы получите деньги... Очень сожалею, что так случилось, вы же знаете, что мне не лучше вашего удается заработать, но, когда мне заплатят, вы получите деньги в первую очередь».

Можно себе представить, как он обрадовался, когда некий местный помещик, якобы прослы¬шавший, что в городе появился новый живописец, послал за ним слугу. В дороге Гейнсборо размышлял о предстоящем заказе: что это будет, портрет или вид поместья (популярный заказ в то время)? Или и то и другое? На месте его ждал сюрприз: некий джентльмен распахнул окно, выходящее на лужайку перед домом, и стал подсчитывать, сколько материала потребуется для окраски оконных рам и дверей. Художник понял, что его приняли за маляра и, не дослушав «заказчика», спешно покинул поместье.

 

«Портрет дамы в голубом», конец 1770-х — начало 1780-х годов, масло, холст. 76.5×63.5 см. Государственный Эрмитаж, Россия

Это единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Вопрос о прототипе является дискуссионным. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор. Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» - пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века

 

Портрет актрисы Сары Сиддонс (1780)

Техника живописи

Картины Гейнсборо привлекают своей уникальной техникой исполнения, ярко выделявшей его на фоне коллег-современников.

Считается, что манера такого воздушного письма сформировалась у художника еще в ранние годы.

Среди приемов Томаса Гейнсборо можно выделить его «фирменные». Например, работу красками на холсте без нанесения предварительного эскиза, а также использование огромных кистей: длина некоторых могла достигать 6 футов — то есть около 180 см! Как свидетельствует очевидцы, художник любил разводить краски в обычных кастрюлях, что приводило в ужас его кухарку.

Возможно, именно благодаря этому и возникает ощущение непринужденности героев его картин.

Этот эффект усиливается за счет смелого распределения световых пятен: игра света на картинах Гейнсборо создает ощущение мимолетного, ускользающего на наших глазах мгновения. Такой прием через два столетия будут активно использовать и развивать в своих работах художники-импрессионисты.

Искусствовед Дмитрий Гуг отмечает:

" Гейнсборо сделал огромное количество рисунков, этюдов и зарисовок, постоянно экспериментируя с разными типами бумаги и другими материалами, рисовал мелом, пером, акварелью.Художник искал новые подходы и методы в живописи. Работать Гейнсборо всегда начинал в затемнённом помещении, чтобы детали не отвлекали от композиции, а по мере готовности полотна впускал в мастерскую всё больше света. Именно свет стал главным «ноу-хау» Гейнсборо. Его пейзажи и портреты, органично вписанные в пейзаж, пронизаны особым, чисто английским ощущением света, сплавляющего предметы на картине в волшебное целое. "

 

Портрет миссис Элизабет Шеридан

Элизабет Шеридан, в девичестве Линли, обладала прекрасным голосом. Своим пением она очаровала весь театральный Лондон. Кроме того, она обладала несомненной красотой, изяществом и обаянием. В нее влюбился француз. Р.Б.Шеридан и девушка тайком убегает с любимым во Францию. Здесь Элизабет изображена еще не замужем, юная и хрупкая, на фоне пейзажа. На ней светлое воздушно-розовое платье. Портрет очень лирический, светлый. ***

В то же время, несмотря на кажущуюся эфирность образов на портретах, их герои остаются похожими на себя. Вот какое воспоминание о Гейнсборо оставил его друг Филип Тикнесс (в то время — начальник форта Лангард в Ипсуиче), впервые побывав у художника в гостях: «Мистер Гейнсборо принял меня в своей мастерской, где стояло несколько портретов, верно нарисованных, совершенно схожих, но жестко написанных... Среди них был и портрет покойного адмирала Вернона».

В другом письме современника Гейнсборо, Уильяма Уайтхэда, эти наблюдения подтверждаются: «У нас здесь гостит художник, он так схватывает сходство, как мне еще не приходилось видеть. Живопись его грубоватая, но свободная и одухотворенная. Имя художника — Гейнсборо».

 

Речной пейзаж с фигурами в лодке

Что касается пейзажей, то здесь Гейнсборо стремился к реалистичности и поэтому редко возвращался с прогулки с пустыми руками. На улице он собирал приглянувшиеся атрибуты, которые могли бы стать «моделями» для его пейзажной живописи: подходило все — и корни, и камни, и мох. Так в мастерской художника, при помощи всех возможных подручных средств, появлялся мини-ландшафт изображаемой местности. Работать Гейнсборо предпочитал ночью: по его мнению, «при искусственном свете все кажется красивее, так как свет и тень ложатся более широко».

 

Портрет Иоганна Кристиана Баха, 1776 год

Музыка

Гейнсборо был страстным поклонником музыки: обладал прекрасным слухом, «мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте», играл на фаготе, арфе и лютне, виоле да гамба. Более того, среди друзей Гейнсборо музыкантов было даже больше, чем художников, в их числе: Карл Фридрих Абель, младший сын Иоганна Себастьяна Баха — Иоганн Кристиан Бах, итальянский композитор и скрипач-виртуоз Феличе де Джардини. Благодаря таким выстроенным культурным связям между художником и музыкантами появилась настоящая галерея великих музыкантов XVIII столетия кисти Гейнсборо.

Жизнь в музыкальной атмосфере помогала художнику в живописи достигать гармонии тонов и их модуляций. Путешествуя по Англии, Гейнсборо в каждом новом городе вступал в местное музыкальное сообщество, чтобы играть на любимой виоле да гамба и общаться. Композитор Уильям Джексон писал: «Профессией Гейнсборо была живопись, а музыка развлечением; но иногда казалось, что именно музыка была его основным занятием, а живопись — утехой».

О том, что эти слова композитора не просто красивая аллегория, можно судить по этому отрывку из письма Гейнсборо Джексону:

«Меня тошнит от портретов, ужасно хочется взять свою виолу да гамба и удалиться в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами жизни в покое и тишине. Но эти важные дамы, их чаепития, танцульки, ловля мужей и прочее и прочее выманят у меня обманом мой последний десяток лет. Но с этим ничего не поделаешь — вы это знаете, Джексон. Надо тащиться дальше и радоваться позвякиванию бубенчиков, но только, проклятие, я ненавижу, когда поднимают пыль, ненавижу хомут упряжки, заставляющий придерживаться все той же дороги, тогда как другие, не имея и половины моего вкуса, едут в крытых экипажах, удобно вытянув ноги, любуясь зелеными деревьями и голубыми небесами. Все это чертовски тяжело. Я утешаюсь тем, что у меня есть пять виол да гамба...»

 

«Диана и Актеон», ок. 1785-1788

Офорты и что от них осталось

Помимо живописи Гейнсборо увлекался гравированием — занимался им на протяжении всей жизни, проводя различные эксперименты с техникой. В 1750-х он обучился технике офорта, безукоризненно наносил изображение иглой, а вот в процессе травления допускал ошибки. В 1770-х Гейнсборо увлекся особыми техниками офорта — акватинтой и мягким лаком. Сюжетами его офортов были пасторали или элегические сентиментальные мотивы. Все, что касалось гравирования, художник создавал для себя (для своих творческих экспериментов), поэтому никому их не показывал, хотя произведения были весьма самобытны и оригинальны.

Акватинта была изобретена во Франции в конце 1760-х годов. В основе ее лежит применение пористого грунта из смолистого порошка или, чаще, смолы, растворенной в спирту, который позднее испаряется. Этот грунт после травления дает массу точек ровного тона. Изображение создается последователь¬ным травлением, когда отдельные места прикрывают предохранитель¬ным лаком, а рисунок наносят с помощью кисти раствором сахара и туши — и проявляется на доске при промывании водой. Последний способ больше нравился живописцам, и Гейнсборо чаще всего придерживался именно его. Впрочем, для получения акватинтного зерна он применял и распыление.

Судя по всему (доподлинно это неизвестно), Гейнсборо никогда не имел собственного печатного станка и делал свои гравюры у кого-то из друзей. После его смерти известный торговец гравюрами Джон Бойделл сделал попытку издать его офорты, неудачно напечатав их серой и коричневой красками, да еще на синей бумаге. Доски были проданы на аукционе в 1803 году, из них сохранилось только одиннадцать.

 

Дети

Одна из самых сложных задач для художника — создание детского портрета. Труднее всего передать непосредственность и изменяющиеся на глазах характер и внешность. Но Гейнсборо — один из немногих художников, которого смело можно назвать мастером детского портрета. На его картинах дети выглядят на свой возраст, что также большая редкость. Их нежность, особая детская выразительность, шаловливость и добрая простота показаны корректно и психологически точно.

Дочери художника с кошкой, 1756 год

 

«Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом», Томас Гейнсборо, ок. 1779–1985 © Dulwich Picture Gallery, London

 

Томас Гейнсборо.« Мальчик в голубом» 1770. Холст, масло. 177.8 x 112.1 см

За свою жизнь мастер создал целый ряд замечательных портретов, но самым его известным считается трогательная и эмоциональная работа "Мальчик в голубом".

В качестве модели Гейнсборо пригласил мальчишку, сына торговца со скобяной лавки. История сохранила его имя - Джонатан Баттл.

Но разве скажешь, что перед зрителем небогатый мальчуган? Нет. Живописец нарядил его в богатый аристократический костюм, переливающийся своей атласной тканью. Красивая поза, гордая осанка - и вот черты сына торговца стали приобретать холёность, а поза дворянское благородство. Лишь очаровательный румянец и простота во взгляде выдают в нём бесхитростного ребёнка.

Известно, что в разные периоды творчества Гейнсборо увлекался различными предшественниками от мира искусства.

В этой работе явственно читается след Антониса ван Дейка.
Гейнсборо лишает портрет нарочитой парадности - непринуждённая поза, живое выражение на лице, всё это придаёт работе эмоциональность и очарование.

Главная красота картины, конечно же, в колористическом исполнении. Здесь мастер использует свой излюбленный приём, а именно растворение одного цвета в другом. На генеральный тон автор аккуратными мазками накладывает цвет отличающейся по тону, оттого фактура получается текучей и переливающейся.

Спустя несколько столетий картина вдохновила известного режиссёра Квентина Тарантино на создание образа главного героя фильма "Джанго Освобождённый". Джанго в исполнении Джейми Фокса облачили почти в такой же наряд как у мальчика с картины Гейнсборо.

Сама же работа покинула Англию в 1928 году. Отправляя картину в Калифорнию директор Лондонского музея, где выставлялась до этого картина, на обратной стороне полотна написал искренние слова прощания от всей английской нации.

Одна из прекраснейших картин покидала родину за 728 000 долларов. Рекордная цена на произведение искусства в то время. /отсюда/

 

Групповой портрет детей Маршам (1787)

 

Т. Гейнсборо «Деревенские дети» (собиратели хвороста). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

 

«Утренняя прогулка», 1785 год

Портретный пейзаж

«Меня тошнит от портретов, ужасно хочется взять свою виолу да гамба и удалиться в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами жизни в покое и тишине», — писал как-то Гейнсборо своему другу Уильяму Джексону. Портретная живопись сковывала его творческую личность, ведь, выполняя заказы, он должен был удовлетворить заказчика. Пейзаж — совершенно другое дело. Работая над ними, художник мог детально изучить изображаемый предмет. Первые пейзажи художника написаны под влиянием голландских мастеров, но после знакомства с художником Юбером-Франсуа Гравло, представителем французского рококо, влияние этого направления в творчестве Гейнсборо начинает преобладать.

Пейзаж — совершенно другое дело. Работая над ними, художник мог детально изучить изображаемый предмет. Первые пейзажи художника написаны под влиянием голландских мастеров, но после знакомства с художником Юбером-Франсуа Гравло, представителем французского рококо, влияние этого направления в творчестве Гейнсборо начинает преобладать.

 

«Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа», Томас Гейнсборо, ок. 1750 © Gainsborough House, Sudbury, Suffolk and Tate, London

Томас Гейнсборо никогда (в отличие от своего отца) не совершал заграничных поездок, однако такие знаковые живописцы Франции, как Антуан Ватто, регулярно посещали Англию, а среди коллекционеров популярностью пользовались картины Франсуа Буше и Никола Ланкре. Именно у них художник научился создавать особую элегантную, так называемую рокайльную линию. Французские художники эпохи рококо первыми начали изображать на своих полотнах сцены отдыха галантного общества в изысканных парках, что подвигло Гейнсборо соединить в своем творчестве два жанра — столь любимый им пейзаж и востребованный портрет — в так называемых разговорных портретах на фоне природы.

ИСТОЧНИК

ЧАСТЬ 2-я.

Искусствовед Мэри Вудол назвала Гейснборо «интуитивным художником, восхищавшимся поэзией красок».

 

*** Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской

Джорджиана, герцогиня Девонширская, была правнучкой принцессы Дианы, дамой очень свободных нравов.

Ее красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды Англии.

Интересная картина: герцогиня ожила

- шляпа, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет,

написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет!

Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет!

И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

Сплетничали об изменах: из известнейших людей

отмечали непременно, что в любовниках был Грэй!

А еще с большим азартом ежедневно обсуждал

свет - её пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Не творим себе кумира - она глядит на нас сейчас -

герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз...

 

Портрет Элизабет и Мэри Линли (1772)

 

Гейнсборо-Дюпон (1770)

Часть 3-я

И немного из авторского текста искусствоведа Влада Маслова, цитаты из статьи которого на Артархиве я ниже использовала.

Хотя Гейнсборо предпочитал пейзажи, он понимал, что по финансовым соображениям должен писать портреты.

 

Портрет Уильяма Уоллестоуна, 1759.

В родном графстве он сделал несколько полнометражных образов, хоть и довольно чопорных, но удивительно полно раскрывающих характеры моделей.

Среди них отдельно стоит «Портрет Уильяма Уоллестоуна» – одновременно и претенциозный по композиции, и неформальный по духу.

А простой натурализм и благожелательность «Дочерей художника, бегущих за бабочкой», созданных в последние годы проживания в Ипсвиче, делают эту картину одним из лучших английских детских портретов.

 

«Дочери художника, бегущие за бабочкой» Холст, масло 113,7 x 104 Около 1756 год.

Национальная галерея (Лондон)

Томас Гейнсборо был отцом двух девочек. Старшую звали Мария - она родилась 1748 году, а через 4 года на свет появилась младшая Маргарет. Представленная работа является первым изображением дочерей художника.

Гейнсборо был единственным крупным английским портретистом, который посвятил много времени пейзажным зарисовкам.

Он сделал большое количество рисунков мелом, пером, акварелью , всегда стремился найти новую бумагу и новые методы.

Такие этюды живописец никогда не продавал и, хотя многие из них тесно связаны с картинами, это не наброски в привычном смысле, а произведениями искусства сами по себе.

 

Портрет Анны, герцогини Камберленд и Стрэтхем (1742)

Томас Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года, в возрасте 61 года.

По его завещанию был похоронен на территории церкви святой Анны в лондонском районе Кью, известном своим пышным и разнообразным ландшафтом. Это оказалось самое подходящее место для художника, который любил пейзажи и стал известен благодаря элегантным мазкам и необычайному чувству света.

 

Мистер и миссис Эндрюс (1750)

Сэр Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого события.

 

Вид близ деревни Корнард

Слёзы Констебла

После смерти Гейнсборо его извечный соперник Джошуа Рейнольдс посвятил коллеге свою ежегодную лекцию перед студентами и членами Королевской академии. Он признал, что «все эти странные царапины и точки... на определенном расстоянии, благодаря некоей магии, обретают форму, и все части, кажется, становятся на свои места».

Впрочем, именно Рейнольдс и стандарты, которые он предписал Королевской академии, умалили посмертную репутацию Гейнсборо. Результаты распродаж, проведённых после его кончины, были разочаровывающими, а публикацию серии гравюр ожидал провал. Хотя позже живописца назвали одним из основателей английской пейзажной школы, крупная ретроспектива в Британском институте в 1814 году мало что исправила в этой ситуации.

 

Томас Гейнсборо - «Водопой» до 1777

Росту популярности Гейнсборо и новому признанию его заслуг во многом способствовала Национальная галерея в Лондоне, которая в 1827-м и 1830 годах приобрела его «Водопой» и «Поездку на рынок».

В своей лекции в Британском институте 16 июня 1836 года Джон Констебл отдал дань предшественнику самыми трогательными словами: «Пейзажи Гейнсборо успокаивающие, нежные и волнующие. Тишину полудня, глубину сумерек, жемчужную чистоту утренней росы – всё можно найти на полотнах этого самого благожелательного и добросердечного человека. При взгляде на них у нас выступают слёз на глазах, и мы не знаем, что их вызывает».

Автор: Влад Маслов

и ещё интересное..

Когда картины служат вдохновением (отсюда)

Великая картина, как некий творческий продукт, является, несомненно, конечной целью такого загадочного мыслительно-эстетическо-духовно- философского процесса, как вдохновение. Каждый художник по-разному искал его, осмысливал, нащупывая, а иногда угадывая идею, продумывал техническую сторону, попробовав множество эскизов, чтобы, наконец, представить миру артефакт, заслуживающий, по его мнению, внимание зрителя.

Некоторые картины сразу приобретали высочайший статус шедевра, другим требовалось время, чтобы получить заслуженное восхищение, третьи, просто проходили мимо. Однако существует ряд картин, которые не только стали воплощением вдохновения художника, но и сами явились вдохновителями выдающихся мастеров смежных видов искусств.

Изобразительно-кинематографические аллюзии

А иногда кинематографисты вводят сцену, дублирующую какое-либо известное полотно. Просвещенный зритель сразу раскусывает такие цитаты-аллюзии, а обыватели, которые не считывают отсылку, всё равно, однако, способны в полной мере ощутить магическую силу постановочного кадра… Вот она – осязательная сила великого искусства.

Вот один из любопытных примеров.

Никак не думал художник Томас Гейнсборо, рисуя сына торговца в 1770 году, что его придумка – нарядить простого мальчика в роскошный костюм аристократа, будет оценена через столетия.

И не кем-нибудь, а самим Тарантино.

Стоит только взглянуть на Джанго в исполнении Джейми Фокса, чтобы найти безусловное сходство. Впрочем, история гласит, что идея принадлежит не самому режиссёру, а художнику по костюмам.

 

Гейнсборо против мейнстрима ***

У Гейнсборо было достаточно проблем с заказчиками, даже когда он писал портреты. В отличие от своего главного конкурента сэра Джошуа Рейнольдса, основателя Королевской академии художеств, придворного живописца и весьма видного человека, Гейнсборо и в портретах старался изобразить заказчика таким, какой он есть. «Если, например, у жены заказчика был двойной подбородок, то он так и изображал ее — с двойным подбородком»,

рассказывает ассистент куратора выставки в Пушкинском Елена Коротких.

В отличие от портретов Рейнольдса, герои Гейнсборо зачастую выглядели слишком живыми: «На фоне всех остальных художников XVIII века Гейнсборо до сих пор выглядит очень странно — все потому, что он смотрит на человека, — добавляет Коротких. — Для Рейнольдса важен красивый бантик, Гейнсборо же волнует, что у женщины в глазах». Обычно это было не на руку Томасу: бывало так, что клиент заказывал сразу два портрета — у Гейнсборо и Рейнольдса одновременно, и произведения второго оказывались в парадных и гостиных, а картины Гейнсборо вешали в спальнях.

Гейнсборо любил эксперименты, работал с графикой, периодически вымачивая бумагу в обезжиренном молоке — именно так выполнен его «Летний пейзаж с путешественниками». Вначале художник мелом писал черные и белые элементы рисунка, несколько раз окунал картину в молоко, после этого добавлял остальные цвета и лишь в конце покрывал работу тремя слоями лака.

 

Томас Гейнсборо Мери и Маргарет Гейнсборо, дочери художника» (1756)

Из других необычных картин — работы британца на стекле. Гейнсборо не просто писал пейзажи на стеклянных пластинах, а придумал целую систему слайдов, между которыми ставились свечи, вдохновляясь фонарем эйдофузиконом, который придумал театральный режиссер Филипп Якоб Лютербург.

Рисуя масляные пейзажи, Гейнсборо часто мастерил что-то вроде подготовительной инсталляции — собирал поделку из листвы, кусочков зеркала и камней, и уже с нее писал тот или иной сельский вид. Этим художник промышлял с юного возраста — изготавливал фигурки диких животных, а портреты часто писал с манекенов. Это считалось обычной практикой — зачастую у заказчиков не было времени долго позировать, поэтому лицо художник писал с натуры, а все остальное — с деревянной куклы.

 

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, с сошником и церковью вдали. Около 1755–1757. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк

Наследие Гейнсборо

Для своего времени Гейнсборо считался нетипичным и странным художником, часто проигрывая конкуренцию современникам-портретистам — его работы почти не появлялись на ежегодных выставках Королевской академии художеств. Несмотря на это, к концу жизни у него сложился хороший круг заказчиков, среди которых были и представители королевской семьи. После его смерти главный конкурент Джошуа Рейнольдс произнес речь перед выпускниками академии, в которой назвал Гейнсборо «гением, возвысившим английскую школу живописи». Впоследствии картинами Томаса вдохновлялись многие британские художники, включая Джона Констебла и Уильяма Тернера, и, как оно часто бывает, Гейнсборо с каждым десятилетием получал все больше признания.

источник

 

Рубрики:  всякая_всячина
история
искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку